Эти слова принадлежат Анатолию Карпову – легендарному шахматному королю, чьим именем на рубеже веков был назван представительный турнир. Его решили проводить в посёлке городского типа Пойковский. Впрочем, сам Карпов сейчас уже называет это место городом:
В этом году турнир имени Карпова успешно завершился в четырнадцатый раз подряд.
У турнира, увы, пока нет четкого места в шахматном календаре. Гроссмейстеры – из тех, что не раз приезжали в Пойковский, – могут вспомнить и лютые морозы, и белые ночи, и жужжание бесконечных комаров, и неожиданное бабье лето в начале октября… Время проведения турнира, однако, выбирается исходя не из погодных условий. Если в начале нулевых сроки можно было подбирать по усмотрению организаторов и по согласованию с участниками, то сейчас хочешь – не хочешь, а приходится элементарно искать дыру в чересчур насыщенном календаре. Как неизбежность приходится принимать тот факт, что большинство участников приезжают в Пойковский уставшими после какого-либо соревнования. На этот раз – после Кубка мира. Более того, один из гроссмейстеров и приехать-то не успел: Евгений Томашевский задержался в Норвегии дольше, чем от него ожидали, наверное, даже самые оптимистичные его болельщики. Дошел аж до полуфинала Кубка, но вот последний шаг, чтобы стать претендентом на шахматную корону, сделать не удалось. Получилось, что немножко «зря» Евгений потревожил организаторов Пойковского, которым пришлось в срочном порядке прямо перед стартом переделывать афиши, заменяя фамилию «Томашевский» на «Мотылев».
Для Александра Мотылева Пойковский – место более чем знакомое. Он неоднократно участвовал в здешних турнирах, а в 2009-м даже завоевывал главный приз. И на сей раз картины не испортил: занял в итоге второе место и стал единственным, не потерпевшим ни одного поражения. «Медаль», однако, имеет и обратную сторону: Александр играл наиболее осторожно и частенько заканчивал свои партии раньше остальных. Яркого выступления не получилось.
Это особенно заметно на фоне того, что в целом турнир прошел боевито: процент результативных партий равен 44 – очень прилично для турнира, в котором не применяют софийских правил. То есть игроки могут в любой момент партии согласиться на ничью, и теоретически таких соглашений может быть сколько угодно – хоть вообще от первой до последней партии. Но участники Пойковского пользуются этим редко.
Украинец Павел Эльянов – новичок в Пойковском. Но примета, сложившаяся уже довольно давно, сработала и на этот раз: турнир выиграл тот, кто приехал на него впервые.
Конечно, дело не только в примете: Павел – хорошо известный, хоть и молодой, но уже сложившийся гроссмейстер, двукратный олимпийский чемпион в составе сборной своей страны. В последнее время переживал некоторый спад, но именно август и начало сентября стали удачным периодом в его карьере. На Кубке мира Павел дошел до третьего круга, уступив лишь на тай-брейке Сергею Карякину, а в Пойковском его игра произвела наибольшее впечатление. По ходу турнира автор этих строк сравнил её с игрой нынешнего Владимира Крамника, и от своей оценки не отказываюсь. Владея белыми фигурами, Эльянов не старался во что бы то ни стало получить дебютный перевес – в современных шахматах задача не просто сложная, а в некоторых случаях даже невыполнимая, – а переносил тяжесть борьбы на миттельшпиль и эндшпиль, где пытался переигрывать соперников, «просто играя в шахматы». Черными не уклонялся от борьбы, действовал творчески, но, понятно, с оглядкой на мирный результат.
По словам Эльянова, игра стала особенно получаться после выходного дня. В этот раз отдых стоял в графике не посередине турнира, как обычно, а после третьего тура, и связано это было, в первую очередь, с тем, что 31 августа отмечался День нефтяника.
Поговорить с Павлом довелось не только по окончании турнира, но и по ходу дистанции. В один из дней отмечали день рождения Александра Онищука – легендарного для Пойковского шахматиста. Тоже украинец, но уже давно с американским паспортом, Онищук остаётся единственным, кто участвовал во всех без исключения турнирах в Пойковском. Он здесь, что называется, свой человек. Впрочем, чтобы стать в этом крае своим, совсем необязательно приезжать четырнадцать раз…
Так вот, в день рождения Александра шахматисты засиделись допоздна; вечер удался. Здесь мне не удастся обойтись без традиционного в таких случаях НО: не мешают ли подобные мероприятия работе шахматиста во время турнира? Как быть с распорядком дня? Не коверкается ли подготовка к партиям? Эти вопросы я задал Эльянову, и если бы речь на подобную тему зашла в ходе какого-нибудь другого турнира, уверен, что ответы были бы в той или иной форме утвердительными. В данном же случае Павел не только возразил мне, но и сделал это, ни секунды не сомневаясь:
Автору этих строк в этом году побывать на месте событий не довелось. Но как журналист, приезжавший в Пойковский не один раз, подписываюсь под каждым словом победителя турнира.