С 1 сентября 2013 года российские школы живут по новым образовательным стандартам. Что это означает для учеников и родителей? Как к этим преобразованиям относятся местные руководители, для которых реформа не просто новая школьная программа, но, прежде всего, дополнительные расходы на учебный процесс. С этим вопросом, мы обратились к Главе Нефтеюганского района Владимиру Семёнову.

В. Семёнов. Я полагаю, что система образования обязана время от времени проходить через модернизацию. Мир меняется, меняется объем знаний, который должен получить человек, меняются и требования к обучению. Жить сегодня, в 21 веке, по стандартам, разработанным в середине прошлого столетия — просто не получится. Сегодня часто слышим — погубили образование… в наше время… и тому подобное. Ну, как можно сравнивать? Посмотрите, как много изменилось с пресловутого «нашего времени». Да, советское образование в 60-х — 70-х считалось самым сильным, школьники получали огромный объем знаний, программа — самой обширной и сложной. Но время идет, и сейчас уже не нужна безграничная широта, которая схожа с расплывчатостью, а порой с поверхностностью, сегодня нужны другие качества: глубина знаний, умение быстро принимать решения, систематизировать быстрый поток информации. Радикально меняются требования к специалистам. Мир развивается по пути узкой специализации. И система образования должна соответствовать складывающимся условиям.

Значит ли это, что мы должны перенимать чужой опыт? Европейский, американский?

Владимир Семёнов: Использовать чужой опыт надо лишь для того, чтобы не повторять ошибок, а просто делать кальку — не получится.

Мое кредо вы знаете: Россия всегда будет первопроходцем. Даже в сфере образования. Для нас нет примеров, потому что ни одна страна не имеет таких масштабов, такой многонациональной картины, и так далее. Мы не можем повторить чей-то опыт, мы должны использовать все лучшие достижения и наработки в образовании, чтобы строить свое и только свое. И это, кстати, соответствует тем преобразованиям, которые задуманы и реализуются в отечественной школе.

Сегодня образование становится более адресным, нацеленным на развитие сильных сторон каждого конкретного ребенка. Как это реализуется? На определенных этапах обучения ученик сам сможет выбрать те предметы, изучению которых он хотел бы уделить особое внимание. Качество изучения остальных дисциплин при этом не пострадает, базисный уровень знаний в любом случае каждому ученику гарантирован. Кроме того, факультативно любой учащийся сможет изучать отдельные предметы в гораздо большем объеме, чем это предусмотрено школьной программой. При этом хочется особо подчеркнуть — среднее образование у нас было и останется бесплатным для всех.

А нет ли у Вас опасений, что это образование, гарантированное и бесплатное, окажется не средним, а «средненьким»?

Владимир Семёнов: Я, как человек, получивший советское образование, больше всего боюсь уравниловки. Попытка дать всем и каждому универсальный набор знаний: и технарю и гуманитарию, и географу и медику, и автослесарю, и повару… вот это утопия. Именно такой подход приводит к тому, что школьник, дни и ночи проводя за учебниками, упускает драгоценное время, чтобы углубиться в свою будущую профессию. Поговорите с преподавателями вузов — с кем они сейчас вынуждены работать? И дело даже не в том, что детей плохо учат. Хорошо их учат, и многому. Просто закончив 11 класс, наш современный российский школьник уже так истощен, что ничему уже учиться не хочет! Вот это плохо, вот это лишает страну хороших специалистов. Поэтому, все думающие люди связывают большие надежды с новыми стандартами образования. Более индивидуальный подход дает стимул школьнику продолжать учиться, получать ту профессию, к которой есть склонности, есть способности.

А что конкретно изменилось уже сейчас в школе?

Владимир Семёнов: Для учеников и их родителей, по большому счету, ничего: школьники по-прежнему получают на уроках знания, а родители — уверенность в качественном образовании для детей. Результаты нововведений мы получим через несколько лет, когда сегодняшние школьники среднего звена будут поступать в вузы.
Главное, чему посвящены все современные изменения в отечественной школе, чтобы образование — в Нефтеюганском районе, или в Ханты-Мансийске, в Новосибирске, Владивостоке, или в Москве — было таким, чтобы дать равный старт выпускнику. А вот как он использует этот старт, куда направит свои усилия — зависит уже от него самого. Безусловно, есть свои особенности регионального образования. Но это скорее «в плюс». Например, дополнительные дисциплины, направленные на изучение языка и культуры малых коренных народов Севера. И в этом направлении, работа безусловно будет продолжаться. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы наша молодежь училась, получала образование и возвращалась работать и реализовываться здесь, в своем родном регионе. Но если ребята найдут себя, смогут реализоваться в тех профессиях, которые востребованы в других городах страны — честь им и хвала. И район будет гордиться своими земляками, как делает это и сейчас. Впрочем, я достаточно оптимистично смотрю в будущее. У нас очень много делается для того, чтобы молодежь училась и росла в профессиональном смысле здесь и сейчас.

Насколько сегодня готовы педагогические коллективы района к работе в изменившихся условиях?

Владимир Семёнов: Введение новых стандартов, конечно же ни для кого не было неожиданностью. Начнем с того, что работа по подготовке закона «Об образовании в Российской Федерации», вводящего новые стандарты, шла в открытом режиме, в ней участвовали и представители широкой общественности, педагоги. Еще в январе нынешнего года в нашем районе проходили курсы повышения квалификации педагогов, целью которых было знакомство с методиками преподавания ряда предметов в условиях перехода на новые стандарты образования.
На традиционном совещании представителей педагогического сообщества, которое проходило в нашем районе в конце августа, в этом году основной темой стала модернизация системы образования.
Наши педагоги представили очень интересные презентации, как они видят развитие системы образования в муниципалитете. Это и работа с дошколятами, и модели сопровождения исследовательской деятельности учащихся, и развитие шахматного обучения — это тоже напрямую связано с развитием ребенка, его интеллекта, его способностей. Все, что сегодня разрабатывается учителями напрямую связано с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации».
Резюмируя наш разговор, хочу подчеркнуть — проблемы детства и образования всегда были приоритетными для нас. Об этом знают руководители школ в наших поселках, надеюсь — чувствуют ученики и их родители. Это отношение характерно и для всего округа. В этом году на подготовку школ к новому учебному году наш муниципалитет выделил 40 миллионов рублей, в масштабах всего округа — почти 1 миллиард.

Вопросы задавала Лариса Андроникова.