Помимо системы выдачи патентов на ведение трудовой деятельности, которая местами не лишена коррупционной составляющей, необходимо дополнительно ввести систему учета того, как исполняются трудовые обязательства, указанные в патентах. Повсеместно встречаются факты, когда привлечение мигрантов в страну осуществляется по одним договорам, а реально они потом начинают заниматься совершенно другой работой. Таким образом, патентная система из органа контроля за миграционными потоками и распределением трудовых ресурсов превращается в некий элемент пропускной системы, где стоимость патента становится лишь дополнительной платой за въезд в страну.
В итоге складывается ситуация, когда власть в том или ином регионе не имеет представления о том, где живут и чем занимаются мигранты. Не лишне отметить, что деятельность самих россиян также часто загадка для властей. В свое время Ольга Голодец сообщила о том, что 38 миллионов наших соотечественников “заняты непонятно чем”. Сложность контроля над пребыванием мигрантов в стране становится одной из причин того, что именно мигранты часто становятся фигурантами криминальной хроники и оказываются повинны в совершении правонарушений, тем самым осложняя взаимоотношения с местным населением.
Контроль исполнения патентов должен продолжить череду мер по наведению порядка в миграционной сфере. Ранее депутаты уже приняли поправки в закон, по которым мигрантов обязали сдавать экзамен на знание русского языка.