Возможные перебои с бензином — это следствие недальновидной стратегии федеральных ведомств, считают видные экономисты. Если нефтяные компании последуют призыву Минэнерго понизить класс топлива, акцизы вырастут на 4 тысячи рублей. Что неминуемо повлечет рост розничных цен. Впрочем, нефтяники вряд ли захотят добровольно отказаться от Евро-5.

Топливный кризис в России, как его обозначили эксперты, имея в виду прогноз по резкому его удорожанию, возможно, выльется в дефицит топлива. Идея Минэнерго по увеличению выпуска низкокачественного топлива может послужить причиной резкого удорожания всех марок бензина, и даже закончится резким снижением производства.
На бензоколонках в Подмосковье уже выстроились очереди. Все чаще можно увидеть автомобилистов, которые запасаются впрок — заливают автотопливо в канистры.

Впервые о дефиците топлива заговорили в начале августа. Не секрет, что с начала июля оптовые цены на топливо резко поползли вверх, достигнув 20-процентного удорожания.

Как считают эксперты нынешние рекомендации, прозвучавшие от Минэнерго — перепрофилировать производство бензина в сторону увеличения выпуска топлива класса «Евро-3», как раз имело целью снизить напряженность на рынке. По мнению чиновников, понижение качества — это и есть путь насыщения топливом внутреннего рынка в короткие сроки.

Но проблема заключается в том, что понижение экологических параметров будет иметь совершенно обратный эффект.
Это заставит нефтяные компании переориентировать производство, что потребует дополнительных финансовых затрат, так как крупнейшие игроки рынка прошли большой и затратный путь, реорганизовав производство под топливо классаЕвро-5. Напомним, то же Министерство еще несколько лет назад требовало от нефтяников ускорить переход на более высокие экологические стандарты, что потребовало от нефтяных компаний многомиллиардных инвестиций. Что касается тех, кто на сегодняшний день занимается производством бензина класса Евро-3, им тоже потребуется новая декларация техрегламента, что также нецелесообразно с точки зрения экономии. А значит последует удорожание производства.

Кроме того, если понизить класс топлива с Евро-5 на Евро-3, акцизы вырастут на 4 тысячи рублей, что так же повлечет за собой увеличение розничных цен.

Напомним, согласно данным Росстата, рост цен на автобензин за 7 месяцев нынешнего года составил 2,1%. Но самое тревожное, что только с 30 июля по 5 августа цены выросли на 1,4%.

И хотя российские власти считают общую ситуации на рынке стабильной, для тревоги есть немало причин. Многие эксперты указывают на совпадение нескольких факторов — рост акцизов на моторное топливо совпал по времени с ростом цен на нефть. Резкие колебания фондового рынка — за прошлый месяц биржевые цены на бензин выросли на 25%. Кроме того, белорусские переработчики переориентировали экспорт с российского рынка на европейский. Это же можно поставить в упрек и российским нефтяным компаниям, они в этот же период увеличили отгрузку на экспорт. В прессе появились сообщения, что к 13 августа ФАС получил письменные объяснения причин роста цен от «Сургутнефтегаза», «Лукойла», «Газпром-нефти» и Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи. Нефтяники объясняют рост цен в оптовом сегменте комплексом причин, такими, как рост акцизов с 1 июля текущего года, рост курса доллара, плановые ремонты нефтеперерабатывающих заводов.

Учитывая все обстоятельства, большинство аналитиков дают пессимистичный прогноз: цены на бензин и дизтопливо до конца года вырастут на 13%. Однако для потребителей это не худший сценарий. Пока удается избежать дефицита топлива, любые колебания рынка не выглядят катастрофическими.