8 сентября, в единый день голосования, жителям семи поселений Нефтеюганского района предстоит выбрать глав и депутатов.

Мы беседуем с Главой Нефтеюганского района Владимиром Семёновым о том, какие главные задачи ставит жизнь перед будущими избранниками народа.

Кор. Владимир Николаевич, хотелось бы не просто обозначить болевые точки, характерные для поселений района, хотелось бы, чтоб Вы назвали главные проблемы, которые сегодня в центре внимания большинства руководителей территорий. Что в первую очередь беспокоит органы местного самоуправления?

В. Семёнов:

Я уже не раз говорил, что для нашей страны неприемлем общий подход, одинаковый для всех уголков России. В этом и наше преимущество, и особенность, и управленческие сложности. Что хорошо для земледельческих южных регионов, не подходит территориям северным; что успешно внедряется, допустим, в Сибири, вряд ли подойдет северокавказским национальным территориям.

Не буду здесь рассуждать, как сделать дифференцированный подход к разным губерниям справедливым и не ущемляющим чьи-то интересы, скажу лишь, что это дело отдаленной перспективы.

Если же говорить о болевых точках, то назову главную – это тарифы ЖКХ. Как известно, с 1 июля стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла. Перед властью на местах правительством поставлена непростая задача по сдерживанию этой «кривой», планка обозначена в 6 процентов. Пока нам удается справляться с этой задачей.

Увеличение стоимости в целом по Югре не превысило установленного предела. На тепловую энергию тарифы увеличились на 10%, но в среднегодовых показателях – в пределах инфляции, т.е. на 6% , на водоснабжение и водоотведение – менее 6%.

Однако губернатор поставила перед нами еще более сложную задачу – остаться в пределах 4,3 процента.

Если говорить в масштабах страны, ситуация выглядит мягко говоря странной.

С одной стороны ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ, которые словно сорвались с цепи в своем желании увеличить тарифы, а с другой – мы, местные администрации. Конечно, на деле все сложнее.

С одной стороны ресурсоснабжающие организации, управляющие компании, ТСЖ, которые словно сорвались с цепи в своем желании увеличить тарифы, а с другой – мы, местные администрации. Конечно, на деле все сложнее.

Командными методами не возможно долго сдерживать рост, нужны системные решения. Даже в наших непростых условиях, я говорю о нашем районе, где себестоимость услуг, объективно намного выше, чем в других регионах, ведь, у нас другие расстояния, другой температурный режим и прочее, и прочее, даже в наших условиях существует большой «естественный» ресурс для сдерживания цен. Когда я говорю о системных решениях, я имею в виду прежде всего повышение эффективности предприятий ЖКХ, а так же механизм контроля за расходованием средств, которые поступают от граждан в качестве платы за коммунальные блага. Первые шаги в этом направление сделаны, причем Югра – опять же один из пионеров этого движения. У нас широко внедряются интернет-технологии, в частности, можно получить консультацию по вопросам оплаты, успешно работает сервис «коммунальный калькулятор», где не только можно проверить свои счета, но и получить разъяснения по поводу льгот и тарифов. Кроме того, работает телефон «горячей линии».

(От редакции. Телефон «горячей линии» 8-800-1010-086).

В конце июня в нашем районе состоялось первое заседание общественного совета по вопросам ЖКХ. Совет будет содействовать постоянному диалогу с жителями района по самым болевым проблемам в сфере ЖКХ.

Думаю, останавливаться на этом нельзя. Сегодня, как никогда, необходимо сделать работу предприятий жилищно-коммунального комплекса максимально открытой, чтобы любой житель мог проследить каждый рубль, уплаченный за услуги. Такой опыт по стране уже внедряется. Напомню, на недавнем совещании в правительстве было подчеркнуто, что повышение эффективности сферы ЖКХ, а значит стабилизация цен, не произойдет само собой, необходимо чтобы каждый житель знал свои права по регулированию платы за предоставленные услуги, участвовал в формировании пакета услуг, контролировал их качество.

Еще одним скрытым ресурсом по сдерживанию роста тарифов является повышение эффективности работы предприятий, в частности – внедрение энергосберегающих технологий. Об этом говорят цифры, которые на днях привела Наталья Комарова. Эксперты из Региональной службы по тарифам утверждают, что внедрение энергосберегающих технологий даст экономический эффект на уровне 4,5 миллиардов рублей!

Кор. Какие административные усилия предпринимаются в самом районе по сдерживанию роста тарифов ЖКХ?

В. Семёнов:

Наш район был одними из первых в регионе, специалисты которого вслед окружной инициативе разработали целевую программу “Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании Нефтеюганский район” на период 2011 — 2015 годы”. Скажу больше: конкретная работа в этом направлении началась гораздо раньше – еще в 2009 году. Мы начали менять устаревшие газовые горелки в котельных на

более современные – итальянского производства, в рамках целевой программы постоянно совершенствовалась система уличного освещения, в поселениях установлены новые уличные светильники, которые на 60 процентов экономичнее устаревших. На все объекты бюджетной сферы установлены приборы учета энергоресурсов. Проводим постоянный мониторинг ситуации, следим за появлением новых технологий и приборов, просчитываем эффективность их внедрения.

В прошлом году проведен капитальный ремонт объектов коммунального назначения почти на 140 миллионов рублей, из которых половина составляет финансирование из бюджета округа. Особо подчеркну, что без постоянных усилий окружных властей, которые неуклонно увеличивают финансирование, нам было бы гораздо трудней справиться со столь масштабными задачами.

В этом году на реализацию целевой программы «Устойчивое функционирование объектов жилищно-коммунального комплекса на 2012-2015 годы» выделено из окружного и местного бюджетов почти сотня миллионов рублей. Идет полным ходом подготовка к зиме: 26,5 миллионов рублей – общий бюджет коммунальных предприятий, заявленный на подготовку к осенне-зимнему сезону.

Все это факторы, которые позволяют сделать тариф окупаемым, а следовательно не допускать необоснованного роста.

Кор. Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев назвал российскую экономику «неконкурентноспособной». Он видит выход из кризиса в развитие конкуренции, и в первую очередь, в сфере ЖКХ. Вы с этим согласны?

В. Семёнов:

Именно сейчас во всех муниципалитетах округа проходят совещания, круглые столы по вопросам развития малого бизнеса в сфере ЖКХ. В конце июля Наталья Комарова поручила Фонду поддержки предпринимательства совместно с Департаментом ЖКХ и Советом по развитию малого и среднего бизнеса подготовить предложения по дополнительным мерам поддержки малого и среднего бизнеса в этой сфере. На повестке дня важнейшая задача – найти решения, которые повысят конкурентность в этом сегменте рынка.

Кор. На ваш взгляд сегодня усилия федерального центра достаточны, чтобы сдерживать рост цен на услуги в сфере ЖКХ?

В. Семёнов:

Как заявила Наталья Комарова, отрасль ЖКХ сегодня нуждается в федеральной поддержке.

Это не сетование и не выспрашивание денег, это констатация факта критического состояния сетей. Для Москвы это не является секретом.

Просто декларировать из центра, чтобы муниципалитеты привлекали инвестиции в эту сферу и стимулировали малый бизнес – недостаточно. Все понимают, что это не самые привлекательные вложения капитала, это в строительстве крутятся «быстрые» деньги, а в сетевых комплексах окупаемость достигает нескольких десятков лет. О каком малом бизнесе можно говорить в принципе, когда речь идет об огромных капиталовложениях, возвратность которых зависит от многих факторов, в том числе от развития всей территории? Поэтому софинонсирование – федеральное и региональное по модернизации основных производственных ресурсов – единственный, на мой взгляд, путь, который позволит стабилизировать цены на эти услуги. Посудите сами, за три года из окружного бюджета на замену ветхих инженерных сетей потрачено 2,5 миллиарда рублей! Еще около 3 миллиардов рублей выделили на модернизацию сами муниципалитеты!

В этой связи, я бы назвал очень перспективной идею, высказанную Владимиром Путиным – снижение стоимости кредитования для реального сектора экономики. Особенно – для социально значимых сфер. Недорогое кредитование – это государственная задача, причем сегодня – одна из приоритетных, на мой взгляд.

Федеральной власти необходимо выстраивать четкую форму взаимоотношений с бизнесом – социально-значимые отрасли должны иметь дополнительные стимулы и гарантии для инвесторов.

Ведь коренная модернизация инфраструктуры ЖКХ по данным Минрегионразвития РФ, «тянет» на девять триллионов рублей! Это цифра охватывает проблемы всех регионов. Ни государство, ни частный бизнес брать на себя это бремя не готовы. Значит, нужен компромисс. Кстати в прошлом году в ХМАО было привлечено в эту сферу более 800 миллионов рублей инвестиций. Значит, возможно найти баланс интересов государства и бизнеса. И если обновление сетей возможно только при повышении тарифов, как утверждают нынешние владельцы, на что собственно и вынуждено было пойти сегодня правительство, почему бы тогда не предоставить льготный режим налогообложения для крупных инвесторов, взамен резкого роста цен? Это как один из вариантов. Главное, чтобы экспертная работа в этом направлении не останавливалась, и тогда я уверен, рост тарифов ЖКХ – мера не только вынужденная, но и временная.

Вопросы задавал Антон Хуторян.

Print Friendly, PDF & Email