Больше всего пьют (порядка 0,6 л) в Москве, на Урале и в Восточной Сибири, меньше (0,4 л) — в Центральном и Волго-Вятском районах, на Северном Кавказе и Дальнем Востоке.

Общероссийский опрос “РосИндекс” Synovate Comcon проводит с 1995 года. В исследовании участвуют жители городов с населением 100 тыс. человек и более. Ежегодно респондентами становятся 28 тыс. граждан в 50 городах. Аналитики компании подсчитали: чтобы употребить ежемесячные пол-литра водки или горькой настойки, нашим согражданам требуется в среднем 2,5 подхода. Москвичи употребляют крепкие напитки понемногу: свои 0,6 л в месяц они выпивают за четыре раза, а жители Северного Кавказа пьют реже, но более ударными дозами — 0,4 л водки за 1,4 раза в среднем.

Однако есть регионы, где процент любителей водки за последние годы сильно вырос. Наибольшее число пьющих зарегистрировано в Волго-Вятском регионе, где регулярно употребляет водку почти половина населения — 48,7% взрослых. Кстати, во 2 квартале 2010 года этот показатель не превышал 31%. Практически не отстают на Северо-западе — 45,2% совершеннолетнего населения; во II квартале 2010 года — лишь 24,3%. В целом по стране по потреблению крепкого алкоголя лидируют Москва, Поволжье и Урал — там выпивают 17, 12,3 и 12,7% всей потребляемой в России водки соответственно. Меньше всего пьют на Дальнем Востоке, в Центрально-Черноземном районе и в Восточной Сибири — 2,9, 3,5 и 4,7% соответственно.

“Пол-литра водки в месяц — это и есть наша российская катастрофа. Шесть литров водки на взрослого в год, — подсчитала сопредседатель коалиции “За контроль над алкоголем” Дарья Халтурина. — И водка — это ведь не весь алкоголь, который пьют у нас. Есть еще виски, самогон, не учтенное в статистике нелегальное спиртное. В итоге получается примерно 10 л крепкого алкоголя в год на одного взрослого. Нигде в зарубежной Европе этот показатель не превышает 2–3 л”.

Производители водки объясняют, что потребление алкогольной продукции зависит отнюдь не только от их стараний. Объем потребления и вклад каждого региона — это всегда комплексный итог, складывающийся из демографических факторов, уровня благосостояния населения и маркетинговой политики федеральных и региональных брендов.