Авиарейсы в сезон отпусков иногда напоминают дороги с односторонним движением: толпы бледных россиян везут свои кровные отпускные к заморским берегам. И что-то не спешат к нам с ответными визитами вежливости жители средиземноморья и остального мира. Неужто, у нас и посмотреть не на что и отдохнуть негде?
Может ли наш туристический ресурс конкурировать со странами, которым больше повезло с географическим положением?
О перспективах туризма в России и конкретно в Западной Сибири, мы говорим с главой Нефтеюганского района Владимиром Семёновым.

Вы верите в радужные перспективы туризма в России? Ведь за что платят люди? За теплое море, мягкий климат и ласковое солнце…

Владимир Семёнов. Все это есть, скажем, в Краснодарском крае. Но даже при том, что в настоящее время инфраструктура сочинских курортов развивается экстерном, это еще далеко не весь туризм России. Мне кажется, это очень поверхностный взгляд на отдых — море, лежак и шопинг.

Но что могут предъявить гостям другие территории страны? Ну, допустим, жестоко конкурируя между собой города«Золотого кольца», Северная Венеция и столица еще смогут привлечь к себе жаждущих культурной пищи путешественников. И всё?

Владимир Семёнов. С таким настроем браться за развитие туризма, действительно, не стоит. Это традиционная наша ошибка —мы видим чужие преимущества и свои недостатки. И тут же опускаются руки. А в туристическом бизнесе, как и в любом деле, важна оригинальная идея, новаторство, свежий взгляд.

Вспомните историю — 100 лет назад не было пляжного отдыха как такового! Но он появился: его создали, развили, довели до совершенства «все включено». Проще говоря, просто навязали этот стереотип всему миру. И прекрасно. Пусть пляжные курорты живут и здравствуют. А мы то почему должны тянуться за этой, чуждой и невозможной для нас, концепцией?

Вы говорите о развитии какого-то альтернативного туризма?

Владимир Семёнов. Очевидно, что только альтернативный туризм: этнотуризм, туризм экологический, событийный, одним словом — деятельный и активный вид отдыха может и должен привлекать к нам гостей — как из разных уголков нашей страны, так и из-за рубежа. Да, действительно, у нас нет теплого моря и пальм, да, действительно, не можем похвастаться в районе и дворцами 18-го века. Зато у нас есть памятники археологии и культурного наследия VI тысячелетия до нашей эры! Я говорю о «Соровских озерах». Или, скажем, IV тысячелетие до нашей эры — комплекс«Большое Каюково». На этом фоне младенцами выглядят памятники Средневековой Европы….
Но культура — это не только архитектурные шедевры прошлого. Это еще и наше настоящее, которое, как выясняется, может быть весьма привлекательным для туристов. Для тех, кто хочет жить сегодняшним днем, кто стремится действовать здесь и сейчас, а не тратить свое драгоценное время жизни на пассивный отдых.

Вы считаете, много тех, кто готов к активному отдыху?

Владимир Семёнов. Таких людей становится с каждым годом все больше и больше. Сейчас общество начинает понимать, что отдых — это, прежде всего, разнообразие впечатлений, стремление узнать что-то новое, открыть казалось бы давно знакомые места с неожиданной стороны. И для таких людей в любом уголке нашей страны найдется что-тоудивительное, непознанное, способное очаровать и увлечь.
А наш Нефтеюганский район в этом отношении, я полагаю, способен на равных конкурировать с признанными туристическими центрами.

В чем же Вы видите туристические преимущества региона?

Владимир Семёнов. Уникальность нашего края в том, что здесь удивительная природа соседствует с множеством объектов исторического наследия, а также самобытной культурой коренных народов Севера. Кроме того, в районе активно развивается спорт. И это не просто правильные слова. Мы проводим заметные в мире спорта турниры: по вольной борьбе, по гребле на обласах, зимой — лыжные состязания. Значение некоторых спортивных мероприятий выходит далеко за рамки региональных событий. Это, например, международный уровень турнира по вольной борьбе, по шахматам. К нам приезжают спортсмены со всех уголков страны и мира. Мы развиваем, прежде всего, событийный туризм.
И наша задача — сделать так, чтобы все это стало доступно не только жителям Югры, но и нашим гостям из других регионов, а также из других стран. Именно для этого у нас разработана и успешно реализуется целевая программа«Развитие туризма в Нефтеюганском районе на 2012–2015 годы». При последовательной реализации этой программы ее результатом должно стать увеличение к 2015 году среднегодовой численности туристов, посетивших район, как минимум, в два раза. Так что, приглашаем всех желающих! У нас есть на что посмотреть и чем заняться.
Но что еще очень важно — в процессе осуществления этой программы будут созданы новые рабочие места, в том числе и для представителей малых коренных народов. Мы построим несколько новых объектов туристической инфраструктуры и реконструируем ряд существующих. Собственно, вот это — и есть основная цель развития отечественного туризма. Благосостояние жителей. Ни в коем случае, не туризм ради туризма, ради цифр — показателей. А именно, как дополнительный источник дохода для тех, кто здесь живет и работает.
Кстати, среди существующих у нас туристических центров есть те, которыми мы можем по праву гордиться. Я говорю о базе туризма и отдыха «Сказка» и центре туризма и отдыха «Парус». Тут есть все для активного отдыха в любой сезон. А «Парус» может похвастать даже собственным зоопарком, единственным в округе! В январе этого года там случилось уникальное, с точки зрения специалистов, событие — появился на свет детеныш пумы. Ведь пумы очень плохо размножаются в неволе. Сам этот факт может дополнительно привлечь туристов.

Надо полагать, подобных уголков, где уютно и интересно, в огромной стране не мало, но почему-то туризм по-прежнему в экономике регионов не занимает достойного места.

Владимир Семёнов. Туристов надо заинтересовывать! Ведь о том, чем интересны те или иные территории России плохо знают даже жители соседних регионов, не говоря уже о известности в мире. Где-то слышал такую фразу: «Бренду „Эйфелева башня“ — 120 лет». Вот это действительно срок: за это время можно заинтересовать целые поколения туристов. А много ли лет туристическому бренду «Современная Русь»? Так что, надо работать в этом направлении. Мы, например, проводим в наших туристических центрах практически все значимые для района мероприятия, будь то шахматный турнир, проводы зимы или презентация туристического маршрута «Детское этническое стойбище «Питлэпси». Кстати, этот проект стал победителем на этнографической туристической выставке-ярмарке «ЮграТур — 2012».
Или, скажем, другой пример — сейчас там же в «Сказке» проходит региональный фестиваль бардовской песни «Белые ночи Югры» (прим ред. — фестиваль 31 мая-2 июня). Кстати, к вопросу о брендах: «Белые ночи Петербурга» известны в мире. Но ведь у нашей культурной столицы нет эксклюзивного права на это природное явление? И белые ночи, так уж повелось, случаются и в других регионах. А вот о них уже известно гораздо меньше. Для продвижения наших белых ночей мы выбрали направление «песен у костра», поскольку считаем, что именно такой туризм наиболее перспективен в регионе.
То есть, главное, чтобы турист захотел вместо пятизвездочного отеля провести свой отпуск у костра?

Владимир Семёнов. Главное, чтобы в стране были все условия для тех, кто желает путешествовать. Не будем кривить душой, не все благополучно в туристической инфраструктуре страны. Не тот объем транспортных коммуникаций, не хватает гостиниц и туристических баз, наконец, специалисты говорят о дефиците кадров. И это уже — вызов для каждого конкретного региона и их руководителей: как решать эти проблемы, что делать, чтобы именно с точки зрения быта территория становилась привлекательней и привлекательней. Мы нашли свой способ — развитие баз туризма, привлечение туристов интересными событиями. Возможно, кто-то пойдет по другому пути.

А как Вы считаете, громкие спортивные события второго десятилетия 21 века: Олимпиада в Сочи, чемпионат мира по футболу, окажут ли какое-либо влияние на развитие отечественного туризма?

Владимир Семёнов. Все будет зависеть от того, насколько будут готовы к проведению этих крупных мероприятий объекты. Ведь с точки зрения повышения туристической привлекательности — это серьезнейшие акции. Вся страна выиграет, если приедут гости, если они увидят, что по России путешествовать интересно, комфортно, познавательно. Безопасно. Но можно получить и обратный эффект, если качество организации спортивных мероприятий уступит мировым стандартам. Но, я уверен, все делается под жесточайшим контролем. А потому, мы, жители регионов, далеких от самих мест проведения событий, надеемся, что и до нас докатится волна нового интереса к спорту и к России, как к территории активного и познавательного туризма. Туризма, в котором природа играет не просто созерцательную роль, а где человек вступает в активный диалог со средой обитания, перенимая опыт предков — соревнования по гребле на обласах, к примеру, которые у нас в районе проводятся традиционно более десяти лет. Именно за такими видами туризма, я уверен, будущее.

Вопросы задавала Лариса Андроникова.

Print Friendly, PDF & Email