Сколько столиц нужно России?

Вопрос только на первый взгляд кажется риторическим. Он сродни вопросу — почему Москву именуют центром? Не потому ли, что вся страна лишь окраина главного города?

Празднику 12 июня больше 20 лет назад, но по опросам, лишь треть россиян правильно произносят его название — День России, и меньше половины могут ответить, в чем же его суть. А ведь именно 12 июня 1990 года был подписан документ, который послужил точкой отсчета для новой России. Именно подписание декларации независимости РСФСР на съезде народных депутатов положило начало формированию того устройства страны, которое мы имеем сейчас. Чуть позже Борис Ельцин произнес историческую фразу, обращаясь к субъектам федерации: «Берите суверенитета столько, сколько сможете!».
Так сколько же суверенитета за два десятилетия смогли освоить регионы большой страны и что же мы сегодня празднуем? Поговорить на эту тему мы пригласили главу Нефтеюганского района Владимира Семёнова.

Владимир Николаевич, так что же мы сегодня празднуем? Что для Вас значит этот праздник?

Владимир Семёнов. Этот праздник еще по-настоящему недооценен. Я вполне понимаю людей, которые просто пользуются выходным летним днем, занимаются своими делами, выезжают на природу, и не очень-то «заморачиваются», а по какому собственно поводу отдыхаем? Своё истинное значение этот праздник обязательно приобретет со временем. В 1990 году, еще в Советском Союзе, стартовал не просто «парад суверенитетов», а начался сложный, порой болезненный процесс формирования новой общности, впервые мы ощутили, что огромная страна это не безликий монолит, а яркая мозаика. Главное, что наша страна, состоящая из таких разных культурно и территориально удаленных друг от друга регионов, сохранила свою целостность. Хотя мы помним, нам пришлось пройти через горнила страстей, которые порой выливались в кровавые конфликты.
В те времена, сепаратизм был серьезной опасностью. На Ваш взгляд, сохраняются ли эти настроения сегодня?

Владимир Семёнов. Я считаю, за прошедшие два десятка лет регионы переросли (этот) период «подросткового протеста». Сегодня жизнь нам предлагает другие, как теперь говорят, вызовы, и мы должны быть готовы на них ответить. На мой взгляд, сейчас чрезвычайно актуальны вопросы, связанные с экономическим взаимодействием регионов и федерального центра. И вот тут тема независимости или, напротив, зависимости может быть очень болезненной. Все мы знаем, что сегодня субъекты федерации делятся в экономическом смысле на доноров и дотационные регионы. «Доноры» — это, традиционно, регионы богатые сырьевыми ресурсами. И их меньшинство. А все остальные — «реципиенты» — регионы, в которых уровень развития собственной промышленности не в состоянии обеспечить бюджет. И таких — 70 из 83-х. Такое деление объяснимо и обусловлено объективными причинами. Но что беспокоит? Не происходит изменений. Не возникает предпосылок для превращения дотационных регионов в финансово самостоятельные. И это безотносительно к роли нашего региона. Да, в Югре за счет сырьевых предприятий, экономика в «плюсе». Но ведь мы точно также зависим от того, что происходит в стране в целом, как и любой другой регион. То, что число дотационных территорий не уменьшается, говорит о проблемных точках в экономике страны.

В чем, на Ваш взгляд, причины этого и что необходимо делать, чтобы ситуация изменилась?

Владимир Семёнов. Причины называются на каждом совещании властей любого уровня — от федерального до местного: недостаточно развит реальный сектор, по-прежнему эффективны только сырьевые отрасли, тормозится развитие предприятий малого и среднего бизнеса, наконец, буксует идея инновационной экономики, не растет инвестиционная привлекательность.
Многие экономисты говорят о необходимости перераспределения налогов между региональными бюджетами и федеральным центром по новому принципу. Не нужно иметь большой смекалки, чтобы утверждать: если значительная часть налогов будет оставаться в регионе, это станет толчком к развитию территории. Сегодня же, в основном, все происходит через федеральный центр: регион отправляет деньги в Москву, оттуда они возвращаются в виде межбюджетных трансфертов и дотаций. Регион-донор лишается своей «прибыли», а регион-реципиент получает дотацию на закрытие бюджетных прорех. Шансы территорий, таким образом, уравниваются. И это, по мнению специалистов, лишает регионы инициативы. Возможно. Но справедливости ради, отмечу: не все зависит от того, каким путем формируется региональный бюджет. При любой системе именно местная власть решает на что делается ставка в развитии региона. И тут очень важно действовать, исходя из интересов территории — понимая ее конкурентные преимущества. Ведь очевидно, что люди в разных уголках страны живут по-разному, где-то сильная социалка, где-то особое внимание уделяется строительству жилья, где-то — сельскому хозяйству. Уровень жизни и социальной обеспеченности сильно разнится в разных субъектах. А это и есть показатель того, что далеко не все решает федеральный центр, а значит, проблему нельзя сводить только к межбюджетным трансфертам.

Что мешает регионам развивать новые направления в хозяйственной деятельности?

Владимир Семёнов. Мне трудно говорить за другие территории, но что касается нашего района, мы, например, делаем ставку на новые для нас направления, такие как спорт и экотуризм; на использование уникальных особенностей нашей территории — места традиционного проживания коренных народов Севера. Да, эта отрасль никогда не сможет сравниться по своим доходам с предприятиями, занимающимися сырьем, но ведь и запасы сырья не бесконечны и потребность в них будет снижаться — рано или поздно появятся альтернативные источники энергии.
Почему именно спорт и туризм? Я считаю, что надо прежде всего субъективно заинтересовать людей, создать привлекательную концепцию, а затем найти по-настоящему деятельных креативных специалистов, и тогда начнутся серьезные процессы. За этим «несерьезным» направлением я вижу развитие «серьезных» промышленных объектов — лесопромышленные предприятия, домостроительные, строительство транспортной структуры.
А что касается препятствий? Так они, преимущественно, в голове. У людей есть сформированное ощущение, что все лучшее сконцентрировано в столичных городах. А в «бесперспективной» провинции делать нечего. Надо это менять. Не ощущения, а суть дела. Необходимо создавать условия, при которых человек сможет связывать свое будущее именно с тем местом, где он живет сейчас. Не ограничивая себя. Это означает комфортное жилье, хорошее образование и медицина, наконец, гарантированные рабочие места. Обеспечить все это — прямая обязанность местной власти. А если все это есть в регионе, то совершенно не важно, на сколько километров он удален от Москвы. Именно этот показатель — снижение внутренней миграции говорит о благополучии или неблагополучии региона красноречивее всего. Из Нефтеюганского района, кстати, в последнее время предпочитают не уезжать.

Имея многолетний опыт управленца территории, зная — с чем сталкиваются мои коллеги по всей стране, взял бы на себя смелость сказать, что стоит вернуться к идее большей экономической самостоятельности регионов, к увеличению политического веса Совета Федерации, создать приоритет интеграционных процессов над распределительным принципом. Это очень сложный, многогранный и длительный процесс, учитывая нашу огромную территорию.

А как Вы относитесь к эпатажным идеям, которые то и дело мелькают в СМИ, о переносе столицы? Скажем, за Урал — так сказать, в самый центр России? Или вообще — во Владивосток? Чтобы создать новые точки роста и развития страны?
Владимир Семёнов. Это, конечно, красивые по своей масштабности идеи, но абсолютно нереальные, да и бесполезные. Москва никуда не переедет, кремль никуда не перенесут, а вот некоторое рациональное зерно в этом есть — нужно создавать точки роста по всей территории страны. Каждый регион страны — уникален, неповторим и самобытен. Это надо использовать! Нефтеюганский район, например, всерьез может претендовать на звание «столицы шахмат» и «столицы вольной борьбы». У нас регулярно проходят крупные международные соревнования по этим видам спорта. Мы бы еще поборолись за звание «столицы экологического и этнического туризма». Сейчас у нас реализуются очень интересные туристические программы и мы приглашаем всех желающих к нам в гости. А от федерального центра требуется лишь поддержка в виде транспортной инфраструктуры. Чтобы сократить расстояния внутри страны, сделать ее более связанной, единой на уровне доступности любого уголка государства любому гражданину.
На мой взгляд, «столичность» должна перестать быть признаком одного только города на территории России. Столиц — культурных, инновационных, промышленных, туристических, медицинских, научных — должно быть как можно больше. И тогда страна в целом и каждый ее гражданин в отдельности только выиграет от этого.

Присоединяемся к поздравлениям главы Нефтеюганского района Владимира Семёнова и поздравляем всех читателей нашего издания с Днем России.
Вопросы задавала Лариса Андроникова.