Совещание по вопросам развития транспортной инфраструктуры, которое состоялось в самых последних числах июня в Тюмени, выявило ряд проблем, которые не решаются локально, силами местной власти.

Необходимы корректировки в федеральных нормативах и даже — в общегосударственной стратегии. В частности, полпреду Игорю Холманских предложили предпринять усилия чтобы изменить приказ Минтранса России об ограничении предельной дальности железнодорожных пригородных маршрутов.

Справка: Как сообщает пресс-служба правительства Ханты-Мансийского автономного округа, до 2015 года, в Югре планируется ввести в эксплуатацию более 500 километров новых дорог. Объем финансирования составит свыше 50 миллиардов рублей. В ближайшее десятилетие будет введено порядка 1 200 километров дорог.

Дорожная схема Западной Сибири меняется. Правда больше на бумаге и в декларациях правительственных чиновников. Очевидно, для таких обширных регионов, как Югра, Ямал и вся Тюменская область, нынешних производственных усилий недостаточно. Развитие Сибирского региона по-прежнему тормозит его территориальная удаленность.
Возьмем смелость утверждать, что вопрос дорожного строительства в Сибири и на Дальнем Востоке уже давно перестал быть просто вопросом экономической целесообразности, сегодня это вопрос идеологии — целостности страны и дальней перспективы.

О том, как видят проблему сами жители отдаленных регионов, рассказывает Глава Нефтеюганского района Владимир Семёнов.

Владимир Семёнов: Дороги не строятся сами по себе — никуда и ни откуда. Есть такая мудрость от предков, что если дорога упирается в дом, то рано или поздно, этого дома не будет, а дорога продолжится.
Какие бы не провозглашались планы и программы, но пока не будет экономической целесообразности, новые дороги не появятся, не возникнут процветающие регионы за тысячи километров от Москвы.
Парадокс в том, что сегодня правительством выделяется достаточно средств на дорожное строительство. Корень проблемы не в деньгах. Могу судить по нашему муниципалитету. Бесперебойное финансирование позволило провести нам реконструкцию части дорожного полотна во всех населённых пунктах Нефтеюганского района. У нас существует целевая программа «Развитие и совершенствование сети автомобильных дорог», по которой буквально во всех поселках ведутся строительные и ремонтные работы на дорогах.

Сегодня, на мой взгляд, если говорить в масштабах страны, не хватает глобальной идеи интеграции всех регионов в единое мощное децентрализованное пространство.На упомянутом совещании в Тюмени, губернатор Югры Наталья Комарова, в частности затронула тему сложной транспортной интеграции в общероссийском масштабе: транспортная инфраструктура Западной Сибири — это сложная система, в центре которой находится Ханты — Мансийск, здесь пересекаются грузовые и пассажирские потоки с Севера на Юг и с Востока на Запад.

Но беда в том, что Сибирь до сих пор всего лишь «кладовая» России. Здесь добывается «черное золото», газ, заготавливается лес, а потом все это неспешно транспортируется на Запад — по трубопроводам, железной дороге, Северному морскому пути. Это дорога, по большому счету с односторонним движением.

Пришло время для осмысления новой роли восточной России. И вовсе недостаточно широко объявить о программе развития Дальнего Востока и назвать это приоритетной задачей. Очень важно избавить многие территории за Уралом от Москвы от моноотраслевой специфики — сырьевой ориентации.
Я против утопических планов создания оазисов процветания на пустом месте, сегодня достаточно экономического потенциала и даже трудовых резервов, чтобы создать на базе существующих городов и поселков мощные научные и производственные центры, которые дадут новый толчок развития всей Сибири.
И в этом смысле очень четкий вектор усилий имеет наш округ. Здесь создаются проекты федерального и даже мирового значения, которые ставят перед собой цель привлечь людей, интересы, в конечном итоге — инвесторов. И не только в сфере производства. На эту цель «работают» спортивные состязания, кинофестивали, различные культурные программы.
Мы, в районе, тоже озабочены стратегией, которая расширяет «географию». Наш шахматный турнир в Пойково, имеет не только огромное спортивное значение, это еще и мощный PR-фактор для всего сибирского региона. К нам едут гроссмейстеры, к нам приезжают зрители и журналисты.
На первый взгляд между нашим шахматным турниром или международными соревнованиями по борьбе и строительством дорог прямой взаимосвязи нет, но в этих мероприятиях заложен потенциал для развития всего региона. А значит, в конечном итоге, и всей транспортной системы.

Сегодня ощущается острая необходимость строительства новых дорог. Согласно официальным источникам, федеральные трассы, в частности в Тюменской области, перегружены в 5 раз.

Владимир Семёнов. Интенсивное развитие Сибири и Дальнего Востока, являясь одним из приоритетов государственной политики последних лет, требует и соответствующей транспортной инфраструктуры.
Не смотря на это, мы сегодня имеем недостаток буквально всех видов коммуникаций: аэропортов, автодорог, железнодорожных магистралей, речных портов и грузового флота, логистических центров. При этом оговорюсь, в Югре, по признанию экспертов, как и в Тюменской области в целом, ситуация с капитальными дорогами на фоне других регионов, считается хорошей. Но даже при таком положении дел, для примера: трасса Сургут — Новый Уренгой имеет грузоподъемность всего 40 тонн, а для нормальной перевозки промышленного оборудования, должна быть больше в полтора раза.
Сегодня часто повторяют с различных трибун, что в своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу увеличения объемов дорожного строительства и реконструкции автомобильных дорог в два раза к 2020 году. Опасаюсь одного: увеличение объемов финансирования вовсе не обязательно приведет к пропорциональному увеличению количества построенных дорог.
Обратите внимание — реакция федеральных ведомств на пожелание президента России последовала незамедлительно. И абсолютно чиновничья. Минтранс и Росавтодор буквально вчера предупредили правительство, что регионам не хватит средств, чтобы выполнить поручение Путина. И тут же Рос¬автодор запросил около 100 миллиардов рублей на субсидию регионам на следующий год.

Если же говорить о нашем округе, согласно прогнозам, который озвучила губернатор, необходимо увеличить финансирование этой сферы как минимум в полтора раза.

Сделать это возможно только привлекая частный капитал?

Владимир Семёнов. Не все так просто. Чтобы привлечь инвесторов, например, для строительства платного «дублера», существующая федеральная дорога должна иметь очень высокую интенсивность движения, что-то около 25 тысяч автомобилей в сутки. У нас она ниже. Эти цифры утверждены федеральным правительством, в частности Минтрансом России. И представьте, этот «обязательный минимум» единый для всей огромной страны. Иногда складывается впечатление, что нормативы «сочиняют» для некоего маленького княжества, где все одинаково и все рядом. Но наши регионы, раскинувшиеся на «одной шестой» настолько разнятся, что единые нормативы нам не подходят.

 Что необходимо сделать в первую очередь, чтобы появлялись новые транспортные артерии?

Владимир Семёнов. Нужна единая стратегия транспортного развития Сибири. Кроме этого необходима политическая воля —создать особые условия для экономического процветания отдаленных районов. В частности — создание таких экономических условий, при которых бизнесу было бы выгодно создавать здесь конечный продукт, а не тратить огромные средства на перевозку сырья.
Комплексное видение целей и задач с государственных позиций позволит высвободить инициативу на местах: преференции и льготы для частного бизнеса всколыхнет интерес к развитию всего района.

Значит, на ваш взгляд, транспортное развитие Сибири — это задача федерального правительства и государственного бюджета?

Владимир Семёнов: Транспортное строительство должно проходить по модели государственно-¬частного партнерства. Участие государства позволит создать необходимый уровень инвестиций, обеспечит гарантии для частных инвесторов.
На днях Наталья Комарова рассказала, что в настоящее время в Югре ведется поиск новых возможностей повышения бюджетной эффективности транспортных расходов. За те же деньги — больше километров. Это один из резервов. Полагаю не надо в очередной раз сетовать на наши мировые рекорды по дороговизне километра дороги?

Кроме дороговизны, часто затрагивается и проблема качества дорожного строительства. На том же совещании губернатор Югры назвала первостепенной задачу сохранности построенного автомобильного полотна. В Дорожном фонде, заметила она, на текущее содержание транспортной сети вкладывается почти каждый второй рубль.

Владимир Семёнов. Рецепт давно известен, это общемировая практика: кто строит, должен и содержать, точнее —эксплуатировать магистраль. Учитывая, что большие капиталовложения предполагают большой срок окупаемости, следовательно, строительная компания должна отвечать за собственный результат достаточно длительный срок.

Многие говорят об альтернативе федеральным трассам — платные дороги, дескать, это панацея…

Владимир Семёнов. Если вы ждете, что я начну критиковать их, вы ошибаетесь, платные дороги — это на самом деле решение. Мы уже затрагивали тему платных дорог и единых нормативов, которые нам не позволяют приступить к подобным проектам, но в целом, преимущества платных дорог в том, что они очень быстро строятся. Дело в том, что инвесторы хотят скорее начать зарабатывать, поэтому не заинтересованы в длительных сроках строительства. Но сразу оговорюсь, для наших расстояний, платная дорога — это крайняя альтернатива, такие дороги не могут быть монополистами, их роль — всего лишь дублера. Подчеркиваю: частная дорога возникнет только тогда, когда появится смысл её строить и эксплуатировать. То есть мы возвращаемся к главному — к сверхзадаче. Как только здесь начнется экономический бум, как только перестанут воспринимать Сибирь, как место добычи природных богатств, как только сюда начнут вкладывать большие средства инвесторы, незамедлительно появятся магистрали, аэропорты, вокзалы.
Не надо ждать, что в Москве кто-то озаботится светлым будущим поселка Каркатеевы, но если мы будем думать только о том, как выжить, перспективы точно не будет. Поэтому я ратую за политическую волю сверху и инициативу снизу.
Вопросы задавал Антон Хуторян.

Print Friendly, PDF & Email