Владимир Семёнов о проблемах современного образования: “В советской школе не учили «чему-нибудь и как-нибудь», образование было фундаментальным”.

Проблемы средней и высшей школы для современной России сродни хроническому заболеванию в период ремиссии — симптомы на лицо, но жить вроде бы можно. В конце концов, плохие учебники и новые программы — это не челябинский метеорит, который может упасть на голову, чтобы в пожарном порядке поднимать службы МЧС и бить во все колокола. На память приходят слова героев из новогоднего мувика «Ирония судьбы»: на слова Лукашина, что, дескать, ошибки врачей обходятся слишком дорого, Надя изрекла афоризм на все времена: «Ошибки учителей менее заметны, но обходятся не менее дорого».

Глава Нефтеюганского района Владимир Семёнов утверждает, что бесконечные сетования на работу «министерства будущего» — не только неблагодарное занятие, но и малоэффективное. Сегодня в регионах есть все возможности для создания благоприятных экономических условий работы школ, а значит — для добротного обучения детей.

Школьники Нефтеюганский район 2

В. Семёнов. Только ленивый не ругает ведомство, которым ещё недавно руководил Андрей Фурсенко, тогда собственно и начались те «преобразования», которые так часто подвергаются критике. Проблемы есть, и большие, и, конечно же, они требуют самого широкого обсуждения, но за бесконечными разговорами о том, что ЕГЭ плохо, что тестирование заставляет учителей «натаскивать, а не учить», что образовательный минимум выдуман врагами, мы забываем, что сегодняшние дети растут, время идёт, и мы упускаем целые поколения. Мне гораздо ближе позиция тех, кто видит в последних законах, направленных на реформирование системы образования, больше позитивных моментов, чем негатива. Я уверяю вас, сегодня муниципалитеты имеют огромный, несравнимый с советскими годами, ресурс, чтобы обеспечить школьникам не только необходимый объем знаний, но и даёт возможность детям бесплатно заниматься в кружках, секциях, участвовать в различных федеральных олимпиадах. Учащиеся нашего района получают знания по общеобразовательным предметам у высококвалифицированных специалистов, могут заниматься спортом, и даже путешествовать. Зайдите к нам на сайт администрации, там каждая вторая новость о детях и молодежи — программы, гранты, спортивные состязания.
В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 31 марта 2009 года финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных учреждений осуществляется за счёт предоставления субвенций из бюджета автономного округа. Полученные районом средства направляются на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов). В учреждениях района созданы условия для получения знаний по любому общеобразовательному предмету, каждый учащийся может стать исследователем в разных научных областях.
Поэтому если что-то не так с вашей сельской школой, не надо ругать министра, надо что-то менять в приоритетах вашего муниципалитета.

Кор. Если говорить о районе, способные дети имеют возможность для углублённого обучения дисциплин?

Владимир Семёнов. На территории нашего района второй год учащиеся 1-2-х классов обучаются по новым государственным образовательным стандартам. Для введения федерального государственного образовательного стандарта в общеобразовательных учреждениях Нефтеюганского района создаётся нормативно правовая база, обучаются педагогические кадры и укрепляется материально-техническая база учреждений.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Как видите, возможности получить достойное образование сегодня есть. И не малые. И вообще я выскажу крамольную мысль: для ученика, для того, кем он вырастит и что у него будет в голове и в душе, не важно кто занимает пост министра образования, для него важна Мария Ивановна, которая будет его учить и воспитывать стоя с указкой у доски.

Кор. Новые стандарты обучения вызывают, мягко говоря, нарекания и родителей, и учителей. Все чаще приходятся слышать о том, что мы в погоне за реформами, утратили одну из самых совершенных систем образования в мире — советскую школу.

В. Семёнов. К сожалению, в этом есть доля истины. Разрушив советское бесплатное образование, мы пока не построили системы высшего образования, во главе угла которой была бы поддержка способных юношей и девушек, что в конечном итоге, отвечает главным интересам государства.
Меня очень тревожит, что сегодня ценность образования подчинена перспективе финансовой состоятельности на рынке труда, чем доходнее специальность, тем она престижнее. В советские годы единственным критерием отбора на престижные специальности в вузы были знания. Абитуриенты выбирали факультеты не потому, что диплом гарантировал высокую зарплату, а потому что были склонности и интерес к будущей деятельности. Несмотря на то, что программы обучения тогда были сильно идеологизированы, надо признать, что касалось фундаментальных наук, тогда не учили «понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».
Вывод очевиден. Реформа системы образования в современной России назрела давно, только методы реформирования должны быть максимально продуманными. Не стоит брюзжать — старую советскую школу не вернуть, мир изменился, но жаль, что вместе с научными методами, мы иногда теряем в школах такие приоритеты, как воспитание нравственности, сохранение традиций…

Кор.19 февраля на заседании Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин заявил о необходимости разработать для школ единые учебники по истории России, которые «должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований». В России вновь заговорили о необходимости унификации учебников отечественной истории. Выше мнение — исторические события могут иметь единое толкование? Или же стоит пойти по пути сосуществования альтернативных взглядов на те или иные события в истории?

В. Семёнов. История, как наука позволяет трактовать события и даже роль личности в ходе судьбоносных событий неоднозначно, зачастую диаметрально противоположно. Да, согласен, невозможно в демократической стране «унифицировать» взгляды различных научных школ. Но эти оттенки восприятия фактов прошлого не должны «перекладываться» на детей, эти тонкости надо оставить на потом — для тех, кто будет этим заниматься либо профессионально, либо из личного интереса. Ребёнок не в состоянии проанализировать весь объем знаний по проблеме, или по конкретному событию, или даже исторической личности, для начала у него необходимо сформировать отношение к этому, необходимо сформулировать приоритеты на уровне стихотворения Маяковского — «что такое хорошо, и что такое плохо» в нашей истории. Это, по-моему, очевидно.
Поэтому идея президента абсолютна верна: учебник истории должен задавать единую концепцию преподавания этой дисциплины в школе, надо добиваться единства понимания истории России как истории многонациональной страны с разными культурами, населённую разными народами, с разными обычаями и укладом жизни.

Школьники Нефтеюганского района
Кор. В конце января Сергей Миронов потребовал отставки министра образования. Поводом стала «Примерная программа среднего и полного общего образования. Русский язык и литература для 10–11 классов», которую разработала недавно Российская академия образования…

В. Семёнов. Да, да…в этой методичке не оказалось «Медного всадника» А. Пушкина, Гоголевских «Петербургских повестей» и так далее. Но, насколько мне известно, ведомство Дмитрия Ливанова открестилось от этой программы. Как бы то ни было, факты вопиющие. И кстати Владимир Путин в первой половине февраля обратил на это внимание на съезде «Всероссийское родительское сопротивление», он высказался в том духе, что есть поэты и писатели, чье отсутствие в школьной программе вызывает вопросы. Я думаю всем понятно, что даже такая мягкая формулировка президента для разработчиков новой программы, будет руководством к действию. Я не сомневаюсь, что «Дама с собачкой» появиться в базисной программе по литературе и языку.
Гораздо более зыбкой мне представляется позиция такого предмета как «Основы православной культуры», его начали преподавать с сентября прошлого года, проходят его в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики». Ученики совместно с родителями имеют возможность выбрать один из шести модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, буддийской, иудейской культуры, или общие курсы мировых религий, или могут выбрать светскую этику. Новый учебный курс введён во всех общеобразовательных учреждениях Нефтеюганского района.
Вот в этой связи у меня есть личное мнение, которое, подчёркиваю, не может быть указкой со стороны руководителя территории. Я глубоко убеждён, что большой шум, поднявшийся из-за того, что детей в школах будут учить Закону Божию, исказил саму суть предмета. Идея-то изначально была совершенно другая — преподавание православной культуры, как части единой общенациональной культуры, она была бы полезна и интересна всем. Ведь, есть огромный пласт человеческой жизни, связанный с многовековым религиозным опытом нашего государства. Русская литература, живопись и скульптура питались евангельскими и библейскими сюжетами, а историческая подоплёка многих событий прошлого имеют религиозную, клерикальную подоплёку. Не зная, что такое старообрядчество, не зная историю Раскола, разве можно объяснить ребёнку что такое, допустим, Стрелецкий бунт?
Поэтому, я уверен, ради единства страны, детей надо не разделять по этим модулям, а наоборот продумать программу таким образом, чтобы она была интересна и полезна всем детям — и православным, и мусульманам, и иудеям, и атеистам.
В обществе уже довольно давно активно обсуждаются вопросы образования, и думаю, сегодня правительство услышало всех тех, кто критиковал отечественную систему образования. В последние дни прошлого года был принят федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который, на мой взгляд, отвечает главному — обеспечивает гарантии на реализацию конституционного права граждан на доступное, бесплатное и качественное образование.
Print Friendly, PDF & Email