Вопросы сохранения и развития родных языков обсудили в Ассамблее представителей малочисленных народов Севера. В работе круглого стола приняли участие представители координационного совета по защите прав коренных народов Севера, молодежной организации обско-угорских народов, совета ветеранов и депутаты ассамблеи.

По данным ЮНЕСКО, 136 языков на территории России находятся под угрозой исчезновения. По данным последней переписи, 32% ханты признали хантыйский родным языком, язык манси родным признали меньше 12%. Кроме того, есть тенденция к уменьшению количества владеющих языком.

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок провел социологическое исследование состояния родных языков коренных малочисленных народов. На вопрос, что для вас хантыйский (мансийский) язык, 60% респондентов ответили, что это родной язык. 35,5% ответили, что это язык их предков.

Также исследователи оценили уровень владения родным языком. На первом месте Сургутский район — более 90% опрошенных могут говорить на родном языке. Высокой уровень владения языком отмечен на территории Березовского, Белоярского и Советского районов. Средний уровень — Нижневартовский район, низкий — Ханты-Мансийский и Октябрьский районы, очень низкий — Кондинский район.

Ранее детей ханты и манси обучали родному языку в детском саду. Как вспомнили присутствующие представители КМНС, для этого создавались специальные дошкольные учреждения. Но, как все мы знаем, на данный момент не хватает даже обычных, неспециализированных детских садов. В складывающейся ситуации, считают участники круглого стола, даже создание отдельных групп в дошкольных учреждениях с изучением родного языка могло бы значительно улучшить положение. Ханты-Мансийск мог бы стать пилотной площадкой для дошкольного образования на родном языке.

Проблема сохранения языка во многом связана и с его восприятием подрастающим поколением. Нужна ли централизованная программа обучения или лучше подстраиваться под особенности территории? В первом случае специалисты на местах получают разработанную специалистами программу, причем уже есть наработки, проведены различные исследования. С другой стороны существует множество диалектов языка и культурные особенности отдельных территорий. Например, в Урае, где кондинский диалект почти утрачен, пошли следующим путем. Сначала для желающих организовали занятия, посвященные культуре, традициям и быту коренного населения. Затем у людей появился интерес и к языку.