ЕрмакИнфо. Одна из самых болевых точек во внутренней российской политике- предстоящая пенсионная реформа. Широкое обсуждение новой стратегии обнажило политическую интригу внутри эшелонов власти, расколов политическую верхушку на противников и сторонников предложенных мер.

Если вкратце, главные разногласия можно свести к следующим пунктам, которые отражены в стратегии развития пенсионной системы до 2030 года: частичная отмена досрочного выхода на пенсию, увеличение налоговой нагрузки, фактическое увеличение трудового стажа, отказ от обязательного характера накопительной системы.

Десять лет назад в России была введена накопительная часть пенсионной системы. Не трудно догадаться, что она значительно увеличивала пенсионные выплаты.

В июле нынешнего года первые пенсионеры, имеющие средства на накопительных счетах, начали получать эту часть пенсии.

Однако 1 октября правительство представило президенту Владимиру Путину проект Стратегии развития пенсионной системы России до 2030 года, который предусматривает сокращение накопительного элемента с 6% до 2% и более того — перевод его в «добровольный формат».

Что-то делать все-таки придется, система социальных гарантий для неработающих — на грани краха. Сейчас дефицит ПФР составляет более 1 триллиона рублей, а к 2020 году прогнозируется его утроение.

Чтобы уменьшить дефицит бюджета ПФР, правительственные эксперты, которые подготовили Стратегию, видят всего два пути выхода из кризиса: либо увеличить пенсионный возраст, либо снижать пенсионные обязательства.

Похоже, согласно новой Стратегии, в планах правительства использовать и то, и другое. Более всего всколыхнуло общество — скрытое увеличение трудового стажа.

Камнем преткновения стала идея о непрерывности трудового стажа в 40 лет для возможности получения пенсии.

Широкое обсуждение новой пенсионной реформы предполагает столкновение мнений не только прямых оппонентов — авторов стратегии и их противников, должна быть услышана точка зрения людей, которые изо дня в день решают проблемы пенсионеров — руководителей регионов и территорий.

Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает глава Нефтеюганского района Владимир Семёнов.

ЕрмакИнфо. Владимир Николаевич, на ваш взгляд предложенные меры понижают планку ответственности государства перед населением?

В. Семёнов. Невыполнение государством обязательств перед своими гражданами, особенно перед незащищенными слоями населения — это настоящая трагедия, когда не выплачиваются пенсии, пособия, зарплаты и тому подобное. И я надеюсь, Россия никогда не вернется к подобным временам.

Если же говорить о предстоящей реформе, которая изложена в новой правительственной программе — стратегии развития пенсионной системы до 2030 года, тоздесь речь идет о путях выхода из кризиса. Причем, если не начать это делать сегодня, случится не просто очередной кризис, произойдет экономический коллапс.

Некоторые эксперты говорят о дефиците пенсионного фонда в размере 1,5 триллиона рублей. Вдумайтесь в эту цифру.

Поэтому начинается большая ревизия всей пенсионной системы. И какова она будет в окончательном варианте, говорить пока рано.

Но совершенно очевидно, что невозможно подготовить регрессивный закон, который значительно понижает социальные гарантии населению, если он широко и открыто обсуждается в обществе.

Напомню: Владимир Путин представленный проект Стратегии не подписал, и более того — дал поручение кабинету министров провести общественное обсуждение. И в том числе, с использованием площадки «открытого правительства».

ЕрмакИнфо. Однако предложенные меры вряд ли понравятся будущим пенсионерам.

В. Семёнов. То, что нынешняя пенсионная система нуждается в коренной модернизации, стало понятно не вчера. Система социального страхования просто не успевает за развитием общества — не отражает экономических реалий внутри страны, не успевает за конъюнктурой мировой экономики.

Она формировалась, когда перед нашим обществом стояли совсем другие задачи.

С тех пор социальная направленность федерального правительства значительно выросла, в последние годы решаются проблемы другого порядка — не только поднять прожиточный минимум, но и нижний уровень пенсий. Однако наша пенсионная система уже не в состоянии выполнять эти требования.

Поэтому у нас в округе и в районе так много внимания льготным категориям. Стараемся всеми доступными средствами увеличить «портфель» социальных гарантий для пенсионеров: создаются благотворительные фонды, идет обучение пенсионеров, предлагаем различные оздоровительные программы, создаем досуговые центры, одним словом, всячески стараемся облегчить жизнь пожилых неработающих людей, вплоть до оплаты дороги и провоза багажа при переездах.

Итак, вывод первый и очевидный: система устарела.

Авторы новой стратегии, разработанной в Министерстве труда и социальной защиты, предлагают облегчить финансовое бремя пенсионных гарантий через увеличение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.

Но давайте признаемся, об этом много говорилось в последние годы — об увеличении возраста выхода на пенсию. Но на столь непопулярные мерывсе-такине решились. Минтруда предложило вариант реформы, который стыдливо называет эту меру — увеличением трудового стажа.

Да, это серьезный шаг, который, надо признать, в ближайшей перспективе снижает защищенность населения, это фактически увеличения трудового стажа по выслуге. Как к этому относиться? Я уверен, что это решение из разряда крайних, когда исчерпаны все другие резервы.

И кстати, проект пенсионной реформы, который предусматривает необходимый для получения выплат трудовой стаж минимум в 40 лет, вызвал недовольство Владимира Путина. Он предложил сократить эту величину минимум на пять лет. Так что, в итоге кардинального увеличения не будет.

Для меня как руководителя небольшой территории уже давно стало очевидно, что рано или поздно пенсионный возраст придется повышать, предпосылок и причин для этого множество. Демографическая картина сегодня такова, что на одного трудоспособного гражданина, создающего прибавочную стоимость, приходится один пенсионер. Плюс безработные, инвалиды, льготники и получим огромную нагрузку на одного работающего человека.

Весь мировой опыт последних лет просто кричит о том, что при вчерашних подходах к пенсионной системе, никакая экономика не выдержит. Мир изменился — вырос средний срок продолжительности жизни, совсем другие потребности и у самих пенсионеров.

Все финансовые пирамиды, которые угрожают некоторым странам дефолтом — я сейчас говорю о Греции, Испании, странах Южной Америки, коренятся как раз в нежелании правительств пойти на непопулярные меры, в частности, повышения возраста выхода на заслуженный отдых.

Есть и другие примеры. Недавно Верховная Рада Украины одобрила пенсионную реформу, которая предусматривает повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет, а для мужчин, находящихся на государственной службе, с 60 до 62 лет.

Напомню, Алексей Кудрин продвигал вариант, при котором постепенно повышался пенсионный возраст до 63 лет. Предлагалось каждый год увеличивать пенсионный возраст на 6 месяцев. По выкладкам Кудрина, при такой стратегии, через 13 лет проблема дефицита пенсионного фонда будет полностью решена.

Поэтому меня не смущает такая вынужденная и непопулярная мера, как увеличение трудового стажа, предложенная в Стратегии.

Меня больше смущает фактическая отмена обязательного накопительного элемента пенсии. Напомню, в СССР, по сути — вплоть до 2002 года, действовала так называемая распределительная пенсионная система, когда работающие граждане за счет отчислений содержали пенсионеров, но в нынешней ситуации, когда количество пенсионеров значительно выросло, эта система перестала работать. В результате последующих реформ и появилась накопительная часть в добавлении к страховой пенсии.

Секвестрование этой части, как раз идет в разрез с успешным опытом других стран. Утрачивается очень мощный инвестиционный фактор — вложение денег в собственную экономику — сопричастность граждан к формированию собственного финансового «кошелька» на старость.

Ведь, что происходит: с одной стороны, мы много говорим о малом бизнесе, призываем граждан к инициативе, и тут же — отсекая накопительную часть пенсии, просто отстраняем человека от управления экономикой. Фактически, подрываем доверие людей к осознанному участию в управлении своими пенсионными накоплениями.

ЕрмакИнфо. Чиновники утверждают, что накопительную часть трудно сохранить, много потерь из-за инфляции… утверждают, что она будет переведена в «добровольный формат».

В. Семёнов. На бумаге, все именно так и выглядит. Кто попытается накопить на старость, должен будет иметь дело с корпоративными и частными системами.

Если уж говорить откровенно, в идеале работник, активно участвующий во всех трех уровнях новой пенсионной системы (государственный, корпоративный и частный), будет получать пенсию в размере до 60% утраченного заработка. Цифра, к которой стремятся все развитые страны. Но мы с вами хорошо понимаем — как на бумаге, в жизни не будет.

Я уверен — необходимо сохранить накопительную часть в прежнем объеме. И в обязательном варианте. Думаю, в новом проекте Стратегии будут внесены поправки, которые сохранят нынешний процент. Во всяком случае, мне это представляется разумным.

Кстати, сегодня сумма накоплений россиян оценивается в 2 триллиона рублей. Не так давно Владимир Путин назвал её главной надеждой страны на «длинные деньги». Тогда же президент заявил и о недопустимости отмены накопительной части пенсий, отметив ее важность в долгосрочных проектах, её значение в масштабах макроэкономики.

Резюмируя наш разговор: то, что сегодня предлагают в качестве основных направлений Стратегии до 2030 года, конечно же, невозможно расценивать как подарок тем, кто собирается на заслуженный отдых. Предлагаемые меры не облегчат жизнь всем нам — опять придется пройти через трудности, но здесь надо отдавать себе отчет — это насущная необходимость. Чтобы создать рабочий современный механизм, который позволит российской экономике сделать шаг вперед, и в том числе, как это ни парадоксально, в области социальной защиты пенсионеров.

Print Friendly