Нет другой такой страны в мире, которая так много и столь часто в истории переводила стрелки своих часов. И речь сейчас не о смене исторических эпох и курса развития, а именно о банальных будильниках – о переводе часов, о декретном и сезонном времени, о формировании часовых зон.
Начиная с семнадцатого года это увлечение постоянно будоражит страну: введение декретного времени (плюс один час ко времени часового пояса), введение перехода на летнее время, отказ от декретного часа, возвращение декретного часа, изменение часовых зон. Последние нововведения были сделаны в 2011 году, когда было принято решение отказаться от перехода на зимнее время, оставив страну в летнем.
Нынешней осенью дискуссия об этом решении возникла с новой силой. Результаты опросов не дают однозначного ответа: кто-то доволен реформой, а кто-то жалуется на проблемы со здоровьем. Отказ Госдумы принимать постановление по возвращению зимнего времени тоже базируется на не достаточной изученности последствий.
Как прошел год по новому времени в западносибирском регионе? И как может сказаться на жизни региона возврат на зимнее время?
Об этом, накануне зимы, разговор с главой Нефтеюганского района Владимиром Семёновым.
Владимир Семёнов: Нефтеюганский район в результате всех реформ и изменений оказался среди тех немногих регионов, для которых действующее время отличается от поясного всего на 1 час. В большинстве же областей страны эта разница составила 2 часа: 1 декретный час плюс 1 час летнего времени. Думаю, именно из этих регионов слышится недовольство и раздаются требования вернуть зимнее время. Например, мы живем по так называемому «екатеринбургскому времени», по которому живет и Пермь, расположенная западнее. И вот уже для пермяков это время оказывается менее удобным.
Ермак-Инфо: То есть, Нефтеюганску и Нефтеюганскому району повезло? Значит ли это, что переход на постоянное зимнее время, возможность которого недавно обсуждалась в Госдуме, не будет поддержан жителями округа?
В. Семёнов: Любой перевод стрелок часов – это стресс для людей, для жизни региона. Другое дело, если этот перевод оправдан, то тогда все быстро приходит в норму. Такие решения важно принимать совместно с экспертами и после всестороннего обсуждения. И справедливо, что решение вопроса отдали на усмотрение министрам, правительству. Это их компетенция, пусть специалисты выскажут свое мнение, подготовят обоснования. Время – вопрос не политический и не требует парламентских дискуссий. А вот научный подход и взвешенный анализ необходим. Например, конкретно для нас возврат к зимнему времени означает фактически переход на поясное время. То есть, формально мы возвращаемся к своим астрономическим часам. С одной стороны, это считается более правильным, если говорить о физиологии человека, его биоритмах. А на практике окажется, что зимой, в самые темные месяцы – в ноябре и декабре, заход солнца будет происходить уже до трех часов дня! Согласитесь, это тоже не очень удобно. Дети возвращаются из школы в потемках, прогулки в темноте – это и вопрос безопасности, и психологического комфорта. Так что, мне кажется, одного простого решения для всей страны здесь не может быть.
ЕрмакИнфо: Такая ситуация, при которой одним регионам – «время» подходит, другим – нет, во многом возникла из-за сокращения часовых зон, которое также было произведено в 2011 году: вместо 11 часовых поясов в России осталось 9 часовых зон. И, говорят, это только начало. Как Вы относитесь к идее «уравнивания» времени на территории страны? Действительно ли сокращение разницы во времени необходимо для улучшения взаимодействия федерального центра и регионов?
В. Семёнов: Я не могу говорить за другие регионы. Ханты-Мансийский автономный округ живет по времени, которое отличается от московского на 2 часа. Это не критичный разрыв. Так что, никаких больших коммуникационных и бытовых проблем у нас в Нефтеюганском районе не возникает. Да, наверное, решать какие-то вопросы легче, если живешь и работаешь с коллегами в одном часовом поясе. Но увлекаться этой идеей, считаю, не целесообразно. Мы не сможем победить разницу во времени между Москвой и Камчаткой – не заставим день поменяться с ночью. А следовательно, административные сложности нужно соотносить с реальным положением дел, с потребностями людей. В результате реформы для той же Камчатки время приблизилось к своему поясному, астрономическому, а для Владивостока разрыв составил 2 часа. А в итоге – на Камчатке жаловались, что рано темнеет, во Владивостоке – что приходится вставать до рассвета. Да, Камчатку приблизили к Москве на 2 часа. Но насколько полученные административные выгоды перевесили возникшие проблемы? Не знаю. Здесь нужно взвешенное мнение специалистов. Знаю только, что такая большая территория, как территория нашей страны, требует дифференцированного подхода.
ЕрмакИнфо: Но ведь есть опыт Китая? Тоже страна большая, а живет по одному времени? Видимо, этот положительный опыт и привлекает?
В. Семёнов: Китай – это совершенно отдельный разговор. Ссылаться на Китай стало у нас очень модным. Я глубоко убежден, что к опыту Поднебесной надо подходить чрезвычайно осторожно. И не разобравшись, не вникнув во все нюансы, не стоит приводить его в пример. Так, если серьезно проанализировать ситуацию с часовыми зонами в Китае, становится ясно, что основное население Китая живет в своем поясном часовом времени или с отличием на 1 час. А разница в два часа и три часа — только в малозаселенных горных районах. У нас же ситуация принципиально иная. Любое уравнивание приведет к тому, что в неестественных для себя условиях окажется большинство регионов и основное население. Как бы не было нам удобно жить в одном ритме со столицей, но одного решения для всей страны быть не может.
ЕрмакИнфо: А что касается экономии электричества при переходе с зимнего на летнее? Для Вас, как для руководителя региона, заметен ли был перерасход, когда этот переход был отменен, или нет?
В. Семёнов: Если вы ждете от меня громких заявлений, критикующих перевод стрелок в прошлом году, боюсь вас разочаровать. Отмена перехода с зимнего на летнее время – это, безусловно, правильно. Могу сказать, что в нашем регионе, где зимой рано темнеет и поздно светает, экономия на расходе электроэнергии была незначительной. Все равно, слишком велика часть темного времени в сутках. Летом же — обратная ситуация: световой день достаточно велик и скачки на один час никак не сказываются на экономике. А на людях, как раз, сказываются. Когда требуется переход с одного режима на другой, тогда и возникают проблемы со здоровьем, повышенная утомляемость, стрессы. Дети в школу опаздывают, родители нервничают и т. д. Так что, отказ от перехода, мне представляется, очень своевременным решением. Теперь осталось понять, каким регионам комфортно при таком временном режиме и уже принимать решения исходя из полученных данных. Возможно, надо будет вернуть зимнее время, а может быть, правильнее, пересмотреть часовое зонирование. Главное, подойти к этому вопросу взвешенно, с учетом всех факторов. Необходимо услышать доводы специалистов, и учесть мнение не только «громких» мегаполисов и столиц, но мнение жителей многочисленных регионов большой страны.
От редакции. В конце сентября Госдума «перевела стрелки» на правительство – принимать решение о возвращении зимнего времени будет кабинет министров, а не депутаты. И что в итоге решит правительство пока остается загадкой. Но все сходятся в одном: перевод на зимнее время вполне вероятен, правда не 28 октября, как это принято в Европе, а позже. Судя по высказываниям некоторых политиков, перевод стрелок на час назад может произойти в любой день вплоть до 1 января следующего года.
Поживем – увидим