Разговоры о необходимости разных правил экономической игры для различных регионов велись и ведутся постоянно. Бросающиеся в глаза отличия одних территорий от других, особенности природных и человеческих ресурсов, разные темпы развития- все это требует специализированного подхода, а значит — многовариантной федеральной политики в отношениях с субъектами Федерации.

Одной из последних активно обсуждаемых инициатив стало предложение по дифференцированной шкале налогов в регионах.

Еще в декабре 2011 года тема дифференциации поднималась в более широкой редакции: речь шла о разработке различных правовых и налоговых режимов для всех регионов. Сегодня речь идет о возможности создания льготного налогообложения для некоторых территорий в Сибири и на Дальнем Востоке.

Глава Правительства РФ Дмитрий Медведев считает, что государственные программы развития этих регионов не будут эффективными без создания благоприятных налоговых условий. Очевидно, что при введении такой практики, одним единственным «особенным» регионом дело не ограничится. Каковы плюсы и минусы подобной дифференциации? Какие позитивные изменения будут «на местах»? И, наконец, каково отношение к подобному подходу в региональной политике в самих регионах?

На наши вопросы отвечает Глава Нефтеюганского района Владимир Семёнов.

ЕрмакИнфо. Владимир Николаевич, на ваш взгляд, идея «неравенства» в налоговой политике по отношению к разным территориям, будет ли иметь перспективу, и какие выгоды Вы видите в данной инициативе, как глава одного из сибирских районов?

В. Семёнов: Начнем с того, что индивидуального подхода требует каждый регион, и даже, каждый район, каждое поселение. И обеспечить этот самый индивидуальный подход могут именно местные власти. Конечно, при условии, что они ориентированы на эффективное управление и на развитие своей территории. И, безусловно, хорошо, когда местные власти имеют возможность это делать, имеют достаточно средств и полномочий. Так что, прежде чем высказываться за или против дифференцированного подхода, надо разобраться, а что это нам даст в перспективе.

Сейчас речь идет о льготном налоговом режиме для отдельных регионов.

Если вы спросите, нужны линам, в регионе, льготы по налогам, то однозначного ответа не будет. С одной стороны, уменьшение определенных налогов, таких как подоходный, особенно в той части, которую платит за работника предприятие, стимулирует бизнес. С другой стороны, это уменьшает доходность местных бюджетов.

Налогообложение малого бизнеса совершенно отдельный разговор. Особенно, если речь идет о предпринимательской деятельности в малых поселениях. Как сделать бизнес прибыльным — большой вопрос и большое искусство периферийных предпринимателей. На только что состоявшемся Третьем слете молодых бизнесменов Югры в Ханты-Мансийске, это стало отдельной темой и предметом бурного обсуждения. Любому предпринимателю хочется больших масштабов, а ты попробуй сделай так, чтобы твое предприятие было эффективным в поселке, где жителей всего-тотысяча человек? Вот здесь, как раз, и возникают вопросы о льготах и прочих преференциях от государства. Но, если с одной стороны, снижая налоги, мы стимулируем бизнес, повышаем инвестиционную привлекательность региона, тос другой стороны, уменьшаем поступления в федеральный и региональный бюджеты. И тут же встает вопрос о возможности реализации социальных программ. А ведь тот минимум «социалки», который реализуются сегодня — это реальная поддержка самых незащищенных слоев населения. Так что, надо считать. Тем более сейчас, когда «послесловие» недавнего кризиса сказывается и на состоянии экономики, и на собираемости налогов, и на бюджете в целом. Но, безусловно, внимание государства к развитию тех или иных территорий, понимание необходимости их стимулирования должны подкрепляться конкретными законодательными и правовыми решениям.

ЕрмакИнфо. Среди экономистов широко распространено мнение, что облегчение налогового бремени для предпринимателей стимулирует экономическое развитие всего региона в целом.

В. Семёнов. Я считаю, что здесь мы можем столкнуться с известной проблемой: имея зоны с льготами по налогообложению, мы главным образом, стимулируем регистрацию предприятий на этой территории, что совсем не означает бурного развития предпринимательской деятельности в этих регионах. Вспомните проблему оффшоров. Возможно ли это проконтролировать? И нужно ли создавать дополнительные соблазны и, как следствие, дополнительную нагрузку на фискальные органы? Гораздо важнее, на мой взгляд, чтобы у региональных властей была возможность самим регулировать инвестиционную привлекательность подотчетного района, причем, желательно, по секторам промышленности. Но это означает скорее дифференциацию налоговых правил по направлениям хозяйственной деятельности. Например, если требуется, чтобы развивалась лесопереработка, не вывозился круглый лес, или развивалось сельское хозяйство, так значит надо стимулировать предпринимателей, создавать им льготный налоговый режим. И, кстати говоря, все мы видим, что подобные шаги предпринимаются.

ЕрмакИнфо. Вы имеете в виду нулевую ставку на прибыль для предприятий сельского хозяйства? В Госдуме уже во втором чтении утвержден законопроект, где, среди прочего, предлагается сделать эту нулевую ставку для аграриев бессрочной.

В. Семёнов: Совершенно верно, в свое время эта мера показала свою эффективность. Ведь известно, что для поддержки сельского хозяйства направляются субсидии, гранты. Так, например, в ХМАО и в Нефтеюганском районе, действуют две целевые программы, такие как «Развитие агропромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа» и «Развитие сельского хозяйства на территории Нефтеюганского района». Участники программы получают субсидии на продукцию животноводства, растениеводства, рыбопереработки, на развитие материально-технической базы. Конечно, если часть этих средств будет съедать налог на прибыль, получается нелогично: государство одной рукой дает, другой отбирает. Это обесценивает государственную поддержку, что негативно сказывается на развитии отрасли. А когда вместе с целенаправленной государственной поддержкой предлагается и комплекс налоговых мер — вот тогда можно рассчитывать на результат. Но такие меры касаются страны в целом, а не только отдельных регионов.

ЕрмакИнфо: Но ведь есть проблемы сугубо специфические, есть особенности регионов. Так, например, проблема малых народов — эта тематика незнакома большинству руководителей территорий в европейской части, но здесь, в Нефтеюганском районе и в округе в целом, требует особого подхода от местных властей?

В. Семёнов. Я бы сказал, что проблема малых народов касается не только Нефтеюганского района, и даже не только Ханты-Мансийского округа, она гораздо шире. И я уверен, что в каждом регионе нашей большой и многонациональной страны эта проблема в той или иной мере присутствует. Другое дело, что процесс ассимиляции представителей коренных народов идет огромными темпами и где-тоон уже в той стадии, когда говорить о сохранении самобытности, увы, не приходится. В наших краях все несколько иначе. И перед нами стоит конкретная задача: поддержать представителей малых народов и дать им возможность сохранить свой уклад, свой язык и культуру. И, хотя в Нефтеюганском районе проживает более трехсот представителей коренных народов -ханты, манси, ненцев -тем больше от власти требуется внимания к их нуждам. Надо сказать, что буквально на этой неделе в Нефтеюганске прошла ежегодная научно-практическая конференция”Коренные народы. Нефть. Закон». Это дискуссионная площадка, на которой представители органов власти, местного самоуправления, нефтегазодобывающих компаний и общин коренных малочисленных народов Севера могут обсуждать конкретные проблемы. В Нефтеюганском районе уже третий год реализуется целевая программа социально-экономического развития населения района из числа малочисленных народов Севера. Программа направлена на сохранение исконной среды обитания и образа жизни коренных жителей, в частности, на создание условий для традиционной хозяйственной деятельности. И, надо сказать, за последние годы численность коренного населения в районе увеличилась. Это показательно.

Развивается еще одно перспективное направление, непосредственно связанное с малыми народами — это этнотуризм. В прошлом году у нас был разработан информационно-аналитический реестр туристических объектов Нефтеюганского района, куда вошли такие центры туризма, как «Парус» и базы отдыха «Сказка», и в 2012 году эти объекты внесли в общероссийский каталог «Сельский туризм в России». Очевидно, что развитие туризма, в особенности, этнотуризма — это то, что позволяет найти необходимый компромисс между потребностями коренного населения и необходимостью вписывать их самобытный уклад в современную жизнь района. Мы гордимся, что в этом направлении в районе есть успехи. Ведь все, что касается межнациональных отношений, всегда требуют внимания и особого такта властей.

Как видите, инициатива правительства создать дифференцированный подход к разным областям экономики и регионам родилась не на пустом месте, шаги в этом направлении делались всегда на любых уровнях власти.

ЕрмакИнфо. Чего Вы ждете от принятия нового бюджета, будет ли Вам, как руководителю района, в дальнейшем легче и проще решать текущие вопросы?

В. Семёнов. Полагаю, ждать, что кто-то сверху придет и упростит решения текущих наших проблем- не совсем правильная позиция. Государственный бюджет — это основа, та печка, от которой мы все будем плясать в следующие три года. Наша работа в том и состоит, чтобы в тех условиях, в которых предстоит работать, не останавливаться на достигнутом, а развивать территорию, учитывая потребности всех слоев населения. Бюджет нам обрисует рамки, а уж как действовать, какие цели ставить- это уже целиком и полностью ответственность местной власти.

ЕрмакИнфо. Спасибо за откровенный разговор.

Print Friendly, PDF & Email