В 2004 году Генеральная Ассамблея Организация Объединённых Наций (ООН) провозгласила второе подряд Международное десятилетие коренных народов мира. 9 августа — Международный день коренных народов.

Югра ежегодно отмечает этот день, ведь на территории округа проживает почти 30 тысяч представителей народностей ханты, манси и ненцев. С 2011 года у коренных жителей появился свой официальный праздник — Вороний день, который отмечается во вторую субботу апреля.

Актуальна ли сегодня тема коренных народностей для территориальных руководителей округа, об этом мы спросили главу Нефтеюганского района Владимира Семёнова.

ЕрмакИнфо: Владимир Николаевич, на территории района проживает несколько сотен человек — представителей коренных народов Сибири, которые официально именуются «малочисленными». Для вас это постоянная «головная боль», или наоборот — яркое достояние территории?

В. Семёнов: В начале,все-таки позвольте поздравить коренных сибиряков — настоящих хозяев этой земли — ханты, манси, ненцев с праздником -Международным днем коренных народов. Сразу же хочу сказать слова признательности людям, которые всегда служили примером бережного отношения к природе, образцом того, как человек может тонко и глубоко понимать окружающую среду во всех её противоречиях и суровых проявлениях, жить с ней в полной гармонии.
Хочу произнести слова благодарности людям, которые сумели сохранить самобытность, а во многом и традиционный уклад жизни, которые обогатили нашу многонациональную культуру северным ярким колоритом.
Отвечая же на ваш «провокационный» вопрос, замечу, что «головная боль», о которой вы говорите — это и есть нормальное состояние и самая главная задачалюбой власти — заботится обо всех и обо всем на территории, за которую отвечаешь.
Да, наверное, пятьсот человек на территории района — это не великое число, если учесть, что на планете сегодня представителей коренных народов насчитывается более 370 миллионов. Но мы всегда помним, что это не просто национальность, это особый уклад жизни, во многом не совпадающий с традиционными нормами техногенной цивилизации. В этом и состоит главная сложность сосуществования двух миров. Лично для меня всегда было важным в деятельности органов местной власти не переступить черту, за которой адаптация коренных жителей может привести к полной их ассимиляции в будущем. Мы обязаны сохранить уникальную культуру и традиции местных родов, которые веками жили на этой земле.
Сегодня у нас более 70 человек продолжают традиции предков — живут в юртах. И кстати, это число увеличивается, растет количество многодетных семей. Совсем недавно в семье Каюковых (юрты Пунси) произошло пополнение. В конце июня на свет появились двойняшки. Это говорит о том, что люди не стремятся отказываться от своих традиций и корней, не бегут в города и поселки, они продолжают жить в тайге, ищут свой путь.

ЕрмакИнфо: Столкновение западной цивилизации и аборигенов, в которой страдают малочисленные народы — проблема нашего века. С лица земли исчезают племена, роды, целые народы. И вопрос до сих пор не имеет единого, признанного во всем мире решения. Здесь в этом плане накоплен большой опыт?

В. Семёнов: Огромный. Но эта проблема не может иметь единого решения. Ведь, сколько в прошлом существовало ошибочных теорий и предпринято трагических шагов, сколько было наломано дров — создавались резервации для индейцев Америки, пытались насильно «цивилизовывать» племена… В итоге утрачены языки, культуры, перестали существовать народности. Все это последствия того, что мы -представители техногенной цивилизации почему-то решили, что мы мудрее местных жителей, что, имея утюг и электрическую лампочку, можем учить их как надо жить. Оказалось, что многому нам надо учиться самим, что самый верный путь — взаимное и постепенное проникновение культур и традиций.
Это очень деликатная тема. Поэтому в России, даже раньше в — годы советского освоения Западной Сибири, был взят курс на очень бережное отношение к местному населению. Слава Богу, сразу отказались от каких-то жестких директивных мер. Сегодня существует очень сбалансированная и, на мой взгляд, мудрая окружная политика.
В этом отношении, я думаю, Устав Ханты-Мансийского автономного округа можно рассматривать как вполне удачный правовой опыт. К примеру, в 18 статье Устава, названной «Гарантии прав коренных малочисленных народов Севера», говорится, что государственная власть Ханты-Мансийского автономного округа заботится о национальном возрождении, сохранении самобытности и свободном развитии коренных малочисленных народов Севера. И это не просто декларации, в округе многое делается по созданию условий для развития национальной культуры местных народов. И не только культуры. В стратегических планах окружной власти четко прослеживается линия на сохранение естественной среды обитания ханты, манси, ненцев. В соответствии с постановлением Правительства автономного округа «О реестре территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера» постоянно ведется персональный учет жителей, ведущих традиционный образ жизни — для оказания им государственной поддержки.

ЕрмакИнфо: А на муниципальном уровне возможнакакая-тоинициатива?

В. Семёнов: У нас еще в 1992 году был создан Комитет по делам народов Севера и зафиксирована численность коренного населения на территории Нефтеюганского района — 306 человек. И если сегодня это число растет, значит, алгоритм действий был выбран верный.
Постоянно устраиваются различные общественные мероприятия, цель которых — пропаганда и сохранение местных ремесел, художественного наследия. Ежегодно проходит спортивный праздник — соревнования по гребле на обласах на Кубок губернатора Югры. Для тех, кто не знает, облас — это лодки из кедра и осины, он является важным атрибутом жизни аборигенов. Ханты и манси учат управлять лодкой с самого детства.
Кроме того, в пределах муниципального образования располагаются 33 родовых угодья, в которые входят леса, реки, озера и пастбища, где сформировались традиционные хозяйства коренных жителей района.
Да, приходиться признать, интенсивное освоение нефтяных месторождений Западной Сибири вызвало необратимые нарушения природных комплексов, но в целях защиты исконной среды обитания, Комитет контролирует вопросы согласования нефтяными компаниями схем размещения промышленных объектов на родовых угодьях. Кстати, в Уставе округа есть положения, которые регламентируют вопросы землепользования с учетом интересов коренных малочисленных народов Севера.
На территории района расположено около 300историко-культурныхобъектов — археологические памятники, городища, поселения, святилища, объекты традиционной культуры коренного населения. К их числу относятся юрты Пунси — традиционное поселение народа ханты в Нефтеюганском районе, вблизи поселения Салым. Уже несколько лет подряд Нефтеюганский Центр историко-культурного наследия ведет здесь научно-исследовательскиеработы на двух участках территории, которым предстоит стать природным парком «Пунси».
К слову, не так давно у меня состоялся разговор с профессором-историком из Санкт-Петербурга, он поведал мне, что в Эрмитаже существует огромный дореволюционный архив об археологических памятниках, которые находятся как раз в пределах нынешней территории района. Как видите, эта работа началась не сегодня. Наша задача — чтобы она не заглохла, не потеряла правильный вектор.

ЕрмакИнфо: Если вопрос сосуществования различных культур рассматривать в более широком плане, как Вы считаете, опыт округа мог бы быть полезен для других территорий многонациональной страны? Не секрет, что там, где проживают представители разных народов, порой возникают межнациональные конфликты…

В. Семёнов: Нам надо научиться перестать видеть агрессию там, где её нет. Не секрет, что на территории Нефтеюганского района, которому всего три десятка лет, живут люди самых разных национальностей, традиций, укладов, религии. И все мы, казалось бы, с точки зрения, ханты и манси, должны считаться чужаками. Но спросите любого жителя района из тех, кто приехал сюда в годы освоения, где его родина — и он сначала назовет собственный поселок Нефтеюганского района, а потом уж вспомнит, что родился «на большой земле» — в Татарстане, Башкирии, Свердловске, на Украине или в Чувашии. Вот парадокс, который еще предстоит осмыслить будущим философам: Сибирь — это территория, где легко уживаются и аборигены, и космополиты. Человек, который пустил корни — он уже не чужак, он, если хотите, патриот этой земли. Поэтому видеть конфликт между местными жителями и приезжими — глубоко неправильно. И кстати, я уже говорил, что мы многому можем научиться у коренных народов, так вот одна из тех мудрых истин, которую стоит усвоить всем нам у ханты и манси — это доброжелательность и благодарность ко всему, что тебя окружает — и к природе, и к людям.

ЕрмакИнфо: Спасибо за обстоятельное интервью.

Фото из архива: Глава района Владимир Семенов совершает рабочую поездку — облет на вертолете стойбищ районных ханты.