Столица и регионы: проблемы, тенденции и перспективы. Представляем авторскую статью ВЛАДИМИРА СЕМЁНОВА, главы Нефтеюганского района:

Если посмотреть на карту России, Югра, объективно, окажется почти в самом центре. Но когда речь идет о политической карте страны, понятие «центр» очень редко употребляется в его географическом значении.

Не все дороги ведут в Рим. Не трудно догадаться, куда чаще всего берут билеты жители «одной шестой части суши». Помните из школьной программы? «В Москву, в Москву!». Именно так заканчивается действие в самой известной пьесе Чехова. Не стоит повторять и доказывать известную истину – об излишней концентрации власти и средств в Москве. Все мы понимаем, для этого были и остаются предпосылки.Надо отдавать себе отчет: эта «центростремительность» – залог стабильности государства.
Что мы имеем? Огромные просторы, на которых неравномерно разместилось население средней европейской страны и плюс к этому – не самое совершенное транспортное сообщение. И еще наша «особость» – тот исторический путь, которая прошла Россия, большей частью собиравшей и объединявшей разрозненные княжества, вековая борьба с раздробленностью. Плюс недавние «зигзаги истории» – «Берите суверенитета столько, сколько проглотите». Все это обуславливает и полностью оправдывает усилия власти по укреплению центра, придания ему особого статуса. Чтобы все работало слажено на столь разнообразном политическом ландшафте, требуется мощное объединяющее начало. Столичная воля, вертикаль власти, влияние федерального центра — это то, что делает государство единым.
Но есть и оборотная сторона такого столичноориентированного устройства. Не удивительно, что миграция людей внутри государства с таким устройством приобрела ярко выраженный вектор — от периферии к центру. Люди двигаются в поисках лучших условий: лучшей работы, более высокой оплаты труда.
Югра, не смотря на свое «центральное» в географическом смысле положение — не исключение. «Болезни окраин» не минули и наш процветающий на фоне многих территорий, регион, еще остаются характерными проблемными чертами и отток талантливых людей и даже безработица. Да, мы можем похвастаться тем, что в Нефтеюганском районе дела обстоят лучше, и показатели эти снижены до минимума. Безусловно, действия местной власти во многом формируют климат региона, но в государственном масштабе суть дела не меняется: периферия остается окраиной.
И я хочу задать вопрос, который сегодня волнует многих не только в регионах, но и в федеральных структурах за Садовым кольцом – может ли быть иначе? Как отрихтовать эти неровности социального ландшафта, чтобы люди на периферии не чувствовали свою второстепенность?
Пришло время говорить об этом и заострять эту проблему.
Мы должны стремиться к тому, чтобы периферия стала комфортной и динамично развивающейся территорией, с постоянно увеличивающейся потребностью в рабочих руках, в кадрах, откуда не захочется уезжать. Каждый регион имеет для этого свои предпосылки. Для Западной Сибири — это актуальная нефтедобывающая отрасль. Где-то — туризм или сборочные производства, где-то – образовательные центры или промысел рыбы. Более того, сегодня открываются огромные возможности в информационной сфере, что делает центр и регионы ближе.
Что касается Югры и в частности Нефтеюганского района, все перечисленное – актуально и ждет своего развития. Здесь непочатый край возможностей! У нас есть то, на чем можно делать ставку и видеть далекую перспективу!
Но каковыми бы не были особенности региона, его способность к развитию ограничивает главное — несовершенство транспортного сообщения.
Дороги внутри региона это вопрос региональной власти. И мы их строим, из года в год, связывая регион в единое целое.
В Ханты-Мансийском округе общая протяженность автодорог общего пользования, не считая зимников, составляет более двух с половиной тысяч километров. Это совсем немного, если судить по так называемому показателю густоты автомобильных дорог, в Югре он в 7,2 раза ниже, чем в целом по России. До недавнего времени самый низкий показатель количества дорог в соотношении с площадью территории отмечался в Нефтеюганском районе. Сегодня ситуация меняется. Дороги строятся. Когда появляется транспортная инфраструктура меняется многое. Возникают новые связи, новые предпринимательские идеи, другой ритм жизни.
Но территория не может жить только внутренними интересами, если это часть большой страны. Необходимо развивать дорожную сеть, нужны новые федеральные транспортные коммуникации, о которых говорится давно и необходимость которых очевидна. Не говоря уже о том, что ХМАО является точкой пересечения транспортных путей, на которые завязано дальнейшее освоение Западной Сибири, Ямала, а также Арктического шельфа и территорий Восточной Сибири.
Сегодня важно, чтобы Сибирь перестала быть миграционной, «вахтовой» зоной для граждан России. Важно, чтобы люди приезжали сюда не на заработки, а чтобы стремились сюда как в регион комфортного проживания. Сибирь часто называют «кладовой России». Но это больше похоже на кладовку: да, в ней есть вещи весьма полезные — нефть, газ, лес, и когда надо мы придем и возьмем. Но потребительское отношение не может гарантировать долгосрочного благополучия. Необходимо, чтобы Сибирь стала интеллектуальной, научной и инновационной территорией, с россыпью развитых во всех смыслах центров. Для это есть все предпосылки.
В свое время Владимир Путин назвал транспортную инфраструктуру «ахиллесовой пятой» Сибири. И в стратегии развития Сибири до 2020 года большое значение имеет именно транспортная составляющая. Весь комплекс: от Евразийской железнодорожной магистрали до портов арктического транспортного коридора, от разветвленной сети автомобильных дорог до доступного авиасообщения. Только при комплексном развитии транспортной инфраструктуры, Сибирь станет привлекательным для жизни регионом, а ее продукция – конкурентоспособна, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Транспортная инфраструктура страны — это фундамент под новые инвестиции в развитие территорий, в конечном итоге – это повышение качества жизни.
Как это работает? Возьмем один-единственный аспект, который, правда, в последнее время приобретает все большую значимость: транспортное сообщение с Китаем. Наш серьезный рыночный конкурент Китай станет экономическим партнером, фактором развития сибирских территорий при одном условии: если между Китайской Республикой и Россией будут равноправные отношения и нормальное транспортное сообщение.
На сегодняшний день перевозки грузов между Россией и Китаем осуществляются, в основном, по железной дороге. Автомобильные грузоперевозки в торговле с Китаем в целом по России составляют не более 5%. А между тем, в быстроразвивающемся Западном Китае существует спрос на сибирские товары, поэтому низкий уровень торговли, объясняющийся неразвитостью транспортной инфраструктуры, не выгоден обеим сторонам.
В настоящее время автомобильное сообщение между Западным Китаем и Сибирью осуществляется через транзитные государства — Монголию и Казахстан, а это не очень быстро, не выгодно, а и повышает транспортные риски.
Пути-дороги из центра Сибири во все концы большой страны, это тот самый стимул для развития промышленности, который нам необходим. Нефтедобывающая отрасль — сегодня основной залог финансовой стабильности государства, должна уступить первенство нефтеперерабатывающей. Мы должны продавать не сырье, а готовый продукт. А для этого в регион должны прийти инвестиции, специалисты, наука, предприниматели и идеи. Произойдет это только в том случае, если будут дороги, новые аэропорты.
По подсчетам специалистов сегодня необходимо порядка 15 – 20 тысяч километров федеральных дорог, чтобы страна стала действительно транспортно связанной. Простым умножением числа этих километров на нашу запредельную стоимость строительства одного километра автомагистрали (от 25 млн. долларов) мы получаем фантастическую цифру.
Перед нами вырастает огромная дилемма: можем ли мы сегодня эти деньги потратить именно так? Почему бы на эти деньги не увеличить зарплаты бюджетникам, не поднять пенсии пенсионерам? Не сделать достаточное количество детских садов для малышей, и не направить эти деньги в образование, которое в нашей стране становится дорогим удовольствием?
Может, лучше построить жилье, и тем самым удержать молодых специалистов в родных селах, городках и городах?
Это не просто вопросы, это вызовы новой реальности, которые предстоит решать в ближайшие месяцы и годы. К сожалению, это пока альтернатива: либо глобальные стратегические проекты, либо решение насущных социальных проблем. Главное слово – «пока». Ибо все больше примет того, что в руководстве страны взят новый стратегический курс.
Благодаря своему недавнему предпринимательскому опыту, очень хорошо понимаю, что привлечь и удержать инвестиции, частный капитал, и даже людей сможет только одно – перспектива.
И сегодня я все отчетливее ощущаю, что мы приближаемся к тому важному и долгожданному периоду в нашей экономике, когда на первый план выходит не тактика, а стратегия – глобальные проекты, направленные в завтрашний день. Время сиюминутных решений проходит.
Весьма показательно, что в феврале этого года председатель правительства РФ Владимир Путин поручил Минрегиону и Минфину подготовить проект постановления о выделении средств на восстановление транспортной инфраструктуры, создание генерирующих мощностей и развитие аэропортовой инфраструктуры Сибири. Это еще не «транспортная революция», но это весомое решение, надеюсь, первый шаг к новым дорогам и новой роли Сибири.

Print Friendly, PDF & Email